_15 марта 2016 года во все Советы по профессиональным квалификациям из НАРК поступил запрос на проведение обсуждения проекта Концепции формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий, а также на подготовку замечаний и предложений по данному проекту.

Материалы проекта Концепции размещены на сайтах http://www.nark­rspp.ru и http://profstandart.rosmintrud.ru

Проект Концепции и предлагающиеся к ней формы полностью поддерживаются Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Замечаний к представленным документам нет.

Есть ряд предложений, которые, с нашей точки зрения, могут способствовать повышению практической значимости данного справочника:

__1. Предложение: Включить дополнительно в информацию об описании профессии:

  • право на досрочную пенсию (если есть),
  • является ли данная работа вредной и полагается ли за нее дополнительная надбавка за вредность и иные льготы,
  • продолжительность очередного ежегодного отпуска,
  • как правило, в каком графике работы работают данные специалисты (например, сменный график, как правило: два через два),

Обоснование: при выборе профессии очень многих сейчас интересуют кроме размера заработной платы и иные социальные льготы, которые будут предоставляться, например, право на досрочную пенсию может быть также аргументом для принятия решения о выборе этой профессии. Аналогично типовой график работы очень важен сейчас для молодых специалистов, которые ценят больше возможность иметь график сменный, чем стандартную пятидневную рабочую неделю, так как общее количество выходных дней получается в неделю больше.

__2. Предложение: добавить отражение в справочнике востребованность определенной профессии именно в конкретном регионе.

Обоснование: это даст возможность тем, кто, например, планирует переезд в другой район, понимать, кто там будет востребован и произвести обучение или переобучение, а также, например, при отсутствии работы в конкретном регионе давать информацию работникам о том, в каком регионе он был бы востребован больше.

__3. Предложение: указывать не только родственные профессии, но и имея какую профессию на какую другую можно переобучиться очень быстро.

Обоснование: очень часто работники не проходят дополнительного обучения по причине того, что не знают на кого можно обучиться быстро, какое обучение надо пройти для этого и т.д. То есть не имеют ориентира на возможности смены профессии, а собственного видения для этого не хватает.

__4. Предложение: сгруппировать близкие профессии, которые при обучении требуют прохождения одних и тех же базовых предметов и при обучении давать студентам 2-3 родственные профессии.

Обоснование: так как основной целью Концепции является в итоге обеспечить страну необходимым количеством трудовых ресурсов, овладение студентами сразу 2-3 профессий даст возможность более гибко решать вопросы с квалифицированными кадрами. Для того чтобы это было экономически обоснованно, необходимо, чтобы профессии давались по близким образовательным стандартам.

__5. Общая проблема, которая видится при реализации этой Концепции это обеспечить прогнозирование именно перспективных профессий. Планирование на 5 лет вперед, к сожалению, не даст решения общей задачи, так как выбор профессии часто осуществляется родителями и самими потенциальными работниками еще в школе, после этого еще часть времени уйдет на выбор учебного заведения и получение образования. В итоге, когда работник выйдет на рынок труда его профессия уже может быть невостребованной. Поэтому в данную систему обязательно нужно включать систему организаций, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование, например, по профессиональной переподготовке, чтобы они могли при наличии базовой профессии давать дополнительные профессии достаточно оперативно.

Возможно, необходимо рассмотреть систему того, чтобы профессиональное образование давало широкую базовую основу знаний и умений, а на последнем курсе уже с учетом анализа и актуальности определенных профессии давалась уже узкая специализация, чтобы человек уже через год выходил на рынок труда с актуальными знаниями, умениями и специализацией.

__6. Одной из наиболее сложных задач в рамках данной Концепции видится мониторинг востребованности профессий в конкретном секторе экономики, определение необходимости разработки новых или актуализации действующих профессиональных стандартов в сфере бизнеса. Для реализации этой задачи необходимо очень серьезное вовлечение в эту работу именно представителей бизнеса, введение регулярной системы сбора данных от них, возможно в виде статистической или иной отчетности о проблемах «узких» местах конкретной сферы бизнеса. Вменить в функции именно отраслевых Советов по профессиональным квалификациям обработку, обобщение этой информации, включение ее в ежегодный мониторинг, проведение форсайтов и т.д.

На основании данной полученной информации о проблемных вопросах уже могут проводиться форсайты, мозговые штурмы, организовываться оперативные обучающие мероприятия по подготовке специалистов, которые по компетенциям смогут справится с возникшими проблемами и именно такая работа, возможно, даст появление, рост и востребованность определенных новых профессий.

__7. В данную систему могут включаться профессии, которые нужны для реализации государственных задач и даже при сегодняшней не востребованности указываться в качестве возможно отдельной категории о том, кто будет нужен государству, отрасли, конкретному региону в ближайшей перспективе.