Замечания и предложения

к проекту Постановления Правительства РФ «Об утверждении Особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Текущая редакция проекта постановления нуждается в доработке в целях учета интересов работодателей.

 

Статья, пункт проекта Замечания, предложения, поступившие от членов СПК в области управления персоналом
 

 

1

 

 

П.2.

Предлагается отредактировать данный пункт с учетом:

  • Необходимости исключения самих профессиональных стандартов из перечня нормативных актов РФ. Так как они утверждаются приказами органа исполнительной власти (Минтруда), то для полной ясности необходимо сделать оговорку и устранить самореференцию (ПС не делают сами себя обязательными).
  • Непонятна характеристика «специально» в абзаце 2, рекомендуется убрать.
  • В абзаце 1 идёт речь о нормативных правовых актах, которые устанавливают требования к квалификации работников для выполнения определенной трудовой функции, в абзаце 2 требования к работнику, выполняющему те или иные трудовые обязанности. «Трудовая функция» не равно «трудовые обязанности» – рекомендуется привести к единообразию.
  • Причастный оборот «носящие нормативно правовой характер» не логично стоит в конце предложения. Что носит нормативно правовой характер: трудовые обязанности или нормативные правовые акты? Если это характеристика нормативных правовых актов, то получается тавтология: нормативные правовые акты, носящие нормативно правовой характер. Рекомендуется переформулировать или убрать данный причастный оборот.
 

2

 

П.2.

Противоречие между нормами абзаца 1 и 2. Так как абзац 1 дословно цитирует ст. 195.3 ТК РФ, в которой говорится что «профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями», то есть требования к квалификации работника, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются приоритетными по отношению к требованиям, содержащимся в ТК РФ, Федеральных законах и НПА РФ, если в них установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
 

3

 

П.2.

Абзац 2 в свою очередь говорит об обратном: «В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты». То есть, если в постановлении, распоряжении Правительства РФ, приказе федерального органа исполнительной власти, содержатся требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, то применяются требования данных НПА.

Возникает противоречие между нормами, содержащимся в Трудовом кодексе и в Постановлении Правительства РФ (или разъяснении Минтруда), при этом будет действовать норма Трудового кодекса как акта, имеющего большую юридическую силу.

 

4

 

П.2.

Не ясен статус отдельных нормативных актов регулирующих квалификацию работников. Например, Указания Банка России от 05.12.2014 №3470-У, которое устанавливает квалификационные  требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях, которые строже чем требования к квалификации установленные в соответствующем профессиональном стандарте. Так как Банк России не относится к ФОИВам, а Трудовой кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к актам Банка России, то по идее, работодатель при определении требований к квалификации работников ответственных за ПОД/ФТ должен руководствовать положениями ПС.
 

 

5

 

П.2. часть четвертая

«В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер» — данная норма противоречит части второй ст.

195.3. Трудового кодекса РФ и не может подлежать применению. Рекомендуется скорректировать ее с учетом формулировок части второй ст.

195.3. Трудового кодекса РФ.

Дополнительные предложения
 

 

6

В проекте постановления используется термин «внедрение профессионального стандарта», толкование которого в настоящий момент нет в нормативно-правовой базе. Также в тексте документа под применением (внедрением) профессионального стандарта усматривается необходимость профессиональной подготовки и (или) дополнительного профессионального образования и определение должностей, по которым необходима разработка профессиональных стандартов, что вносит ряд противоречий с уже существующим определением в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23.

Предлагается установить в проекте постановления понятийный аппарат, а именно определение термина «применение (внедрение) профессионального стандарта».

 

7

Необходимо отметить, что выполнение требований п. 1 проекта постановления в представленной редакции повлечет за собой значительные дополнительные трудозатраты (увеличение численности под данную задачу и/или перераспределение обязанностей).

До разработки предлагаемого плана-графика внедрения  профессиональных

стандартов следует провести целый ряд подготовительных мероприятий, включающий в себя:

— проведение анализа штатного расписания организации с целью выявления должностей (специальностей, профессий), по которым существуют утвержденные профессиональные стандарты, выявление того, какие профессиональные стандарты являются обязательными для применения в соответствии частью первой  статьи 195.3 Трудового кодекса;

— проведение анализа соотношения требований к квалификации работников, закрепленных в трудовых договорах, коллективных договорах, ЛНА организации требованиям к квалификации, установленным в утвержденных профессиональных стандартах,

— приведение положений трудовых договоров, коллективных договоров, локальных нормативных актов в соответствие с требованиями к квалификации, закрепленными в утвержденных профессиональных стандартах,

— проведение аудита персонала организации на соответствие требованиям к квалификации, закрепленным в профессиональных стандартах.

 

 

8

Одной из стратегических целей госкорпорации «Росатом» является повышение эффективности деятельности через снижение себестоимости продукции и сокращения сроков протекания процессов. Для достижения данной цели был реализован и продолжается целый ряд мероприятий: передача транзакционных процессов в объединенный центр обслуживания, автоматизация базовых процессов и отчетности, построение КХД (корпоративного хранилища данных), что позволило сократить среднее количество работников в области управления персоналом на 1000 работников предприятий отрасли с 13,28 в 2011 г. до 11,96 в 2015 г.

Разработка предлагаемого в проекте постановления плана-графика на данный момент осуществима только с использованием ручного труда, работа по автоматизации предлагаемого процесса может занять значительное время, что в целом скажется на снижении эффективности HR- функции, и не позволит достичь целевого результата (9,26 HR на 1000).

 

 

 

 

 

 

9

Также следует обратить внимание, что

— количество и наименование профессиональных стандартов, планируемых к применению, будет ежемесячно меняться, так как процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов осуществляется в постоянном режиме; соответственно определение должностей (профессий) в организации, по которым необходима разработка, утвержденных профессиональных стандартов будет в определенный период терять актуальность;

— в плане-графике необходимо отмечать должности  (профессии) в организации, по которым необходима актуализация уже утвержденных профессиональных стандартов;

— численность и сроки обучения работникам, которым необходима  профессиональная  подготовка,  могут  быть предоставлены только на текущий год, исходя из особенностей протекания бюджетного процесса  и финансовых  возможностей  в организациях.

 

10

Рекомендуется  приложить  вид форм:

а) плана-графика для заполнения организациями с полями для внесения запрашиваемой  информации;

6) форму отчета с требованиями к отчетной информации.

 

11

В сравнении с предыдущими проектами нормативных актов по вопросам применения профессиональных стандартов полностью исключены пункты посвященные возможностям выделения отдельных трудовых функций из профессиональных стандартов, их объединения и комбинирования , это важный  элемент  применения  профессиональных  стандартов,  который нельзя  обойти вниманием.
 

 

 

 

12

В Постановлении должен быть пункт об обязательности проведения мониторинга/контроля за разработкой ПС, с целью выявления «белых пятен» именно в разработке ПС, как основы для их посJ1едующего внедрения.

Должна быть четкая взаимосвязь между планом разработки ПС по годам и планом  внедрения  ПС по годам.

Должна быть выстроена сбалансированная система учета и контроля, позволяющая  оценить в целом  ситуат,ию по разработке  и внедрению ПС.

Простым «определением должностей (профессий) в организации, по которым необходима разработка ПС…» мы не обеспечим управление системой ПС в целом.

13 Должна быть определена мера ответственности должностных лиц организаций за не неэффективное участие в разработке и внедрении ПС.
14 Должна быть определена мера ответственности должностных лиц организаций  за не неэффективное участие  в разработке  и внедрении  ПС.
 

15

В проекте ничего не говорится о «мостике» между ПС и образовательными стандартами. Возможно, в дальнейшем появится еще один документ, регулирующий данный вопрос. Этот «мостик» может уже появиться в данном Постановлении : разработка — внедрение — актуализация.
 

 

16

Должен появиться единый основополагающий документ, описывающий систему управления ТТС в РФ в целом, независимо от статуса   организаций.

Отдельными  Постановлениями  систему  не выстроить.

 

Руководитель  рабочей группы
по профессиональным стандартам
СПК в  области управления персоналом
В.В. Митрофанова