Замечания и предложения
к проекту Постановления Правительства РФ «Об утверждении Особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Текущая редакция проекта постановления нуждается в доработке в целях учета интересов работодателей.
№ |
Статья, пункт проекта | Замечания, предложения, поступившие от членов СПК в области управления персоналом |
1 |
П.2. |
Предлагается отредактировать данный пункт с учетом:
|
2 |
П.2. |
Противоречие между нормами абзаца 1 и 2. Так как абзац 1 дословно цитирует ст. 195.3 ТК РФ, в которой говорится что «профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями», то есть требования к квалификации работника, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются приоритетными по отношению к требованиям, содержащимся в ТК РФ, Федеральных законах и НПА РФ, если в них установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. |
3 |
П.2. |
Абзац 2 в свою очередь говорит об обратном: «В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты». То есть, если в постановлении, распоряжении Правительства РФ, приказе федерального органа исполнительной власти, содержатся требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, то применяются требования данных НПА.
Возникает противоречие между нормами, содержащимся в Трудовом кодексе и в Постановлении Правительства РФ (или разъяснении Минтруда), при этом будет действовать норма Трудового кодекса как акта, имеющего большую юридическую силу. |
4 |
П.2. |
Не ясен статус отдельных нормативных актов регулирующих квалификацию работников. Например, Указания Банка России от 05.12.2014 №3470-У, которое устанавливает квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях, которые строже чем требования к квалификации установленные в соответствующем профессиональном стандарте. Так как Банк России не относится к ФОИВам, а Трудовой кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к актам Банка России, то по идее, работодатель при определении требований к квалификации работников ответственных за ПОД/ФТ должен руководствовать положениями ПС. |
5 |
П.2. часть четвертая |
«В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер» — данная норма противоречит части второй ст.
195.3. Трудового кодекса РФ и не может подлежать применению. Рекомендуется скорректировать ее с учетом формулировок части второй ст. 195.3. Трудового кодекса РФ. |
Дополнительные предложения | ||
6 |
В проекте постановления используется термин «внедрение профессионального стандарта», толкование которого в настоящий момент нет в нормативно-правовой базе. Также в тексте документа под применением (внедрением) профессионального стандарта усматривается необходимость профессиональной подготовки и (или) дополнительного профессионального образования и определение должностей, по которым необходима разработка профессиональных стандартов, что вносит ряд противоречий с уже существующим определением в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23.
Предлагается установить в проекте постановления понятийный аппарат, а именно определение термина «применение (внедрение) профессионального стандарта». |
|
7 |
Необходимо отметить, что выполнение требований п. 1 проекта постановления в представленной редакции повлечет за собой значительные дополнительные трудозатраты (увеличение численности под данную задачу и/или перераспределение обязанностей).
До разработки предлагаемого плана-графика внедрения профессиональных стандартов следует провести целый ряд подготовительных мероприятий, включающий в себя: — проведение анализа штатного расписания организации с целью выявления должностей (специальностей, профессий), по которым существуют утвержденные профессиональные стандарты, выявление того, какие профессиональные стандарты являются обязательными для применения в соответствии частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса; — проведение анализа соотношения требований к квалификации работников, закрепленных в трудовых договорах, коллективных договорах, ЛНА организации требованиям к квалификации, установленным в утвержденных профессиональных стандартах, — приведение положений трудовых договоров, коллективных договоров, локальных нормативных актов в соответствие с требованиями к квалификации, закрепленными в утвержденных профессиональных стандартах, — проведение аудита персонала организации на соответствие требованиям к квалификации, закрепленным в профессиональных стандартах. |
8 |
Одной из стратегических целей госкорпорации «Росатом» является повышение эффективности деятельности через снижение себестоимости продукции и сокращения сроков протекания процессов. Для достижения данной цели был реализован и продолжается целый ряд мероприятий: передача транзакционных процессов в объединенный центр обслуживания, автоматизация базовых процессов и отчетности, построение КХД (корпоративного хранилища данных), что позволило сократить среднее количество работников в области управления персоналом на 1000 работников предприятий отрасли с 13,28 в 2011 г. до 11,96 в 2015 г.
Разработка предлагаемого в проекте постановления плана-графика на данный момент осуществима только с использованием ручного труда, работа по автоматизации предлагаемого процесса может занять значительное время, что в целом скажется на снижении эффективности HR- функции, и не позволит достичь целевого результата (9,26 HR на 1000). |
|
9 |
Также следует обратить внимание, что
— количество и наименование профессиональных стандартов, планируемых к применению, будет ежемесячно меняться, так как процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов осуществляется в постоянном режиме; соответственно определение должностей (профессий) в организации, по которым необходима разработка, утвержденных профессиональных стандартов будет в определенный период терять актуальность; — в плане-графике необходимо отмечать должности (профессии) в организации, по которым необходима актуализация уже утвержденных профессиональных стандартов; — численность и сроки обучения работникам, которым необходима профессиональная подготовка, могут быть предоставлены только на текущий год, исходя из особенностей протекания бюджетного процесса и финансовых возможностей в организациях. |
10 |
Рекомендуется приложить вид форм:
а) плана-графика для заполнения организациями с полями для внесения запрашиваемой информации; 6) форму отчета с требованиями к отчетной информации. |
|
11 |
В сравнении с предыдущими проектами нормативных актов по вопросам применения профессиональных стандартов полностью исключены пункты посвященные возможностям выделения отдельных трудовых функций из профессиональных стандартов, их объединения и комбинирования , это важный элемент применения профессиональных стандартов, который нельзя обойти вниманием. | |
12 |
В Постановлении должен быть пункт об обязательности проведения мониторинга/контроля за разработкой ПС, с целью выявления «белых пятен» именно в разработке ПС, как основы для их посJ1едующего внедрения.
Должна быть четкая взаимосвязь между планом разработки ПС по годам и планом внедрения ПС по годам. Должна быть выстроена сбалансированная система учета и контроля, позволяющая оценить в целом ситуат,ию по разработке и внедрению ПС. Простым «определением должностей (профессий) в организации, по которым необходима разработка ПС…» мы не обеспечим управление системой ПС в целом. |
|
13 | Должна быть определена мера ответственности должностных лиц организаций за не неэффективное участие в разработке и внедрении ПС. | |
14 | Должна быть определена мера ответственности должностных лиц организаций за не неэффективное участие в разработке и внедрении ПС. | |
15 |
В проекте ничего не говорится о «мостике» между ПС и образовательными стандартами. Возможно, в дальнейшем появится еще один документ, регулирующий данный вопрос. Этот «мостик» может уже появиться в данном Постановлении : разработка — внедрение — актуализация. | |
16 |
Должен появиться единый основополагающий документ, описывающий систему управления ТТС в РФ в целом, независимо от статуса организаций.
Отдельными Постановлениями систему не выстроить. |
Руководитель рабочей группы
по профессиональным стандартам
СПК в области управления персоналом
В.В. Митрофанова