Замечания СПК в области управления персоналом

к проекту
Рекомендаций 
по формированию наименований и описаний квалификаций для проведения независимой оценки в форме профессионального экзамена


1.1. …..

Если квалификация имеет общеотраслевой или межотраслевой характер, то Совету при формировании ее наименования и описания рекомендуется организовать учет мнения всех Советов, заинтересованных в конкретной квалификации.

Замечания:
Каким образом подразумевается выполнение данного предписания? На текущий момент уже есть случаи дублирования утвержденных ПС, отсутствия координации, когда кто-то утверждает ПС, не проконсультировавшись с заинтересантами и т.п., потому что предписать предписали, а как это предписание реализовать не разъяснили. Национальный совет должен не просто лицензии раздавать советам более низкого уровня, а быть главным координатором, какой совет за какие квалификации отвечает, и с какими другими советами должен согласовывать в случае пересечений.

1.2. Наименование и описание квалификации формируется на основе утвержденного Минтрудом России и зарегистрированного Минюстом России профессионального стандарта.

Замечания:
1.   То, что идет дальше, превращает тему квалификации в головоломку, разрешить которую будет сложно, если не невозможно. В настоящий момент ПС пишется на вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности раскладывается на 2 измерения: по одной оси идут обобщенные трудовые функции – по другой уровни квалификации. При этом можно аргументировать, что наличие в качестве структурных единиц обобщенных трудовых функций не является обязательным. Тогда в базовом случае мы имеем квалификацию, как соответствие ПС на данный вид профессиональной деятельности с данным уровнем квалификации. Этого уже было бы достаточно на значительный период времени, поскольку целью является 1600 ПС. Если в среднем на 1 ПС придется 4 уровня квалификации, мы уже получаем 6400 квалификаций, под каждую из которых нужно подготовить тесты, экзаменационные материалы, обучить и протестировать экспертов и т.д. Огромная работа с непонятным ресурсным обеспечением. Если мы дробим дальше, то в парадигме ПС следующим элементом является обобщенная трудовая функция. Если появилась мысль, что квалификацию можно присвоить не на всю профессиональную деятельность, а только на ее часть, то такой частью может являться только обобщенная трудовая функция, либо, если мы продолжаем дробить дальше, трудовая функция. Если мы доходим до атомизации в виде квалификации на трудовую функцию, то речь пойдет уже о десятках тысяч квалификаций.
Иначе, мы должны создавать параллельный аппарат выявления из текста ПС сущностей, которых в явном виде в ПС — нет. Это означает умножение и без того огромного хаоса, который в теме сейчас присутствует.
Но данные рекомендации идут именно по этому пути. Вводятся сущности: «характеристика субъекта» и «характеристика объекта», которые отсутствуют в ПС. Именно они, а не ПС или обобщенные трудовые функции задают базу квалификации. Подразумевается, что требования под эти сущности кто-то должен самостоятельно из ПС получать.
Если говорить о приведенных в приложении 2 примерах, то по тем, которые я посмотрел, все остается в рамках подхода, который можно считать логически приемлемым: квалификацию предлагается присваивать на:

  • Вид профессиональной деятельности: слесарь-сантехник домовых систем (ПС – 789)
  • Обобщенную трудовую функцию: Диспетчер по контролю работы лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений (Обобщенная функция: «Диспетчерский контроль работы лифтов и инженерного оборудования», ПС-360)
  • Трудовую функцию: Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций (трудовая функция А/03.2 обобщенная трудовая функция «Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции», ПС-14)

Однако, противоречие остается и выражается оно во фразе из п. 1.5: «конкретная трудовая функция может быть включена в описание нескольких квалификаций». Таким образом подразумевается, что квалификация может относиться или к части трудовой функции, или к некоему набору трудовых функций, то есть прямым образом из текста профстандарта не вытекать. С этим я категорически не согласен по вышеизложенным причинам.

2. Исходя из нового определения «профессиональный стандарт» в ст. 195.1. ТК РФ характеристика квалификации привязана к трудовой функции и соответственно, так как по Приказу Минтруда России от 29.04.2013 N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» «обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе», квалификации могут выделяться и по обобщенным трудовым функциям. Иное деление более мелкое или какие-то компановки ОТФ и ТФ (как сейчас объединяют некоторые Советы при выделении квалификации) являются неразумными. Если установить порядок, что квалификации должны выделяться или по ОТФ или только по отдельным ТФ – такая логика будет создавать системность и единообразие для всех советов и будет более понятна пользователям (работодателям, работникам).

1. Формирование наименования квалификации
А) Характеристика субъекта профессиональной деятельности (обязательное поле) определяется, исходя из наименования профессии, специальности, профессионального стандарта, трудовой функции; формулируется через имя существительное, обозначает «наименование работника». Допускается использование уточняющей характеристики субъекта профессиональной деятельности в наименовании квалификации в виде категории, класса, разряда.

Замечания:
В случае, если в ПС введены тарифные разряды и эти наименования профессий (должностей) вместе с квалификационными требованиями являются обязательными для работодателя, по ст. 57 Трудового кодекса РФ, то указание такого тарифного разряда должно быть обязательным при выделении квалификаций для целей независимой оценки. Они могут быть объединены, например «сварщик 3-4 разряда» или указаны жестко с прописанием разницы в квалификации «сварщик 3 разряда», «сварщик 4 разряда».


1. Формирование описания квалификации

Е) Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации (для допуска к профессиональному экзамену): формируется на основе информации, представленной в следующих разделах профессионального стандарта: «Требования к образованию и обучению», «Требования к опыту практической работы», «Особые условия допуска к работе» и «Другие характеристики».

Замечания:
Предлагается ЦОКам запрашивать информацию об образовании? Тогда получается, что человек, у которого нет соответствующего образования, не может подтвердить свою квалификацию? Но это же противоречит определению термина «квалификация» в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ.