9 февраля 2016 года в Высшей школе экономики на Мясницкой прошел семинар-совещание,
посвященный
обсуждению планов  работы СПК в 2016 году с учетом лучших практик 2015 года

Модератором семинара выступил: Прокопов Федор Тимофеевич, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, заместитель председателя Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Краткие итоги вступления Прокопова Ф.Т.

1. За 2015 год было создано 20 отраслевых Советов, подведены краткие итоги работ, которые за 2015 год сделали некоторые Советы.
2. Каждый Совет должен иметь свой информационный ресурс: сайт, на котором должна выкладываться вся работа по Совету, а не только базовые организационные документы.
3. В этом году будут выделены финансовые средства для построения системы профессиональных квалификаций.
4. С учетом того, что с 1 июля 2016 г. вступают в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, появляется зона риска для бюджетных организаций, государственных компаний в области применения профессиональных стандартов.
5. В 2015 году был проведен проект апробации профессиональных стандартов.
6. Для запуска цикла оценки квалификаций нужно минимум 260 дней, чтобы реализовать всю схему построения системы оценки. Для того чтобы запустить оценку квалификации необходимо иметь рамку квалификаций, порядок подбора экспертов, инструменты оценки и т.д.
7. Необходимо, чтобы к концу года каждый Совет вложил свой вклад в подготовку аналитического отчета Президенту РФ по построению системы национальной оценки квалификации.
8. Каждый Совет должен провести мониторинг рынка труда в 2016 году, так как, не проведя оценку сектора, вся работа Совета может быть построена с учетом ошибочного курса.

Первое выступление «Обзор  рынка труда.  Представление итогов обзора СПК железнодорожного транспорта – Збарский А.М.

1. Обзор формировался на основе анализа рынка труда, квалификационных требований к работникам, соответствии системы профессионального образования этим требованиям.
2. Обзор проводился с мая по конец 2015 года.
3. Целью обзора было: сформировать единый документ, содержащий границы сектора, факторы развития, характеристики сектора, проанализировать рынок труда сектора, профессиональное образование и обучение в секторе, определить квалификации, которые входят в сектор через подготовку рамки квалификации и функциональной карты.
4. Процесс разработки обзора сектора: сбор материалов, Росстат, исследования рынков труда и системы образования, аналитические исследования, анкетирование экспертов (27 организаций ж/д транспорта и филиалов компании).
5. Обобщением результатов обзора занималось 5 человек. То есть «человеческий» ресурс с мая по ноябрь 2015 года 5 человек. Задействовали кафедру «дружеского» Вуза.
6. Как собирались основные характеристики сектора и границы сектора: перечень профессий сектора – 167 и более 1000 сквозных?
• Перечень профессий сектора по подсекторам
• Географическое распределение предприятий и занятых сектора
• Характеристики предприятий и занятость по предприятиям
• Характеристики занятости сектора по группам профессий и профессиям
• Занятые по группам профессий, профессиям в 2011-2014 гг.
• Половозрастная структура и уровень образования занятых по секторам и подсекторам

7. С какими проблемами столкнулись:
• Сложность определения границ отрасли: Метрополитены, ППЖТ, производственные и обслуживающие ж.д. транспорт организации
• Организационные проблемы: Технологическая сложность сектора, большое количество специфических профессий, разнородность организаций железнодорожного транспорта, сложности со сбором статистической информации (ОКЗ, Росстат), загруженность разработчиков и экспертов.
• Проблемы с коммуникациями: Информационная «закрытость» ряда организаций, коммерческая тайна, конкуренция на рынке труда.

8. Развитие существующих профессий и прогноз перспективных профессий
• Оценка востребованности профессий и направлений изменения численности работников в течение ближайших 7 лет
• Существующие профессии, которые будут максимально востребованы в течение ближайших 7 лет в ИЗМЕНЕЕНОМ ВИДЕ
• Профессии, которые появятся в течение ближайших 7 лет
• Факторы, которые отразятся на количественных и качественных изменениях

9. Самая большая проблема по подготовке: отсутствие опыта работы у кандидата.
10. С какими проблемами столкнулись
• Сложность определения границ: Метрополитены, ППЖТ, производственные и обслуживающие ж.д. транспорт организации
• Организационные проблемы: Технологическая сложность сектора, большое количество специфических профессий, разнородность организаций железнодорожного транспорта, сложности со сбором статистической информации (ОКЗ, Росстат), загруженность разработчиков и экспертов
• Проблемы с коммуникациями: Информационная «закрытость» ряда организаций, коммерческая тайна, конкуренция на рынке труда

11. Сформирована отраслевая рамка квалификации для сектора «железнодорожный транспорт». Характеристики в разрезе уровней позволяют формировать требования предъявляемые к персоналу в отрасли. 8 квалификационных уровней с учетом значительного масштаба отрасли позволяют выстроить детальное описание требований от рабочих до руководителей.
12. Оценка потребности в работниках и их квалификациях и профессиональной подготовки:
• Потребность в работниках на 5-10 лет, а также вакансиях в настоящий момент
• Анализ причин тяжёлой заполняемости вакансий
• Оценка соответствия квалификации требованиям работодателей и причины несоответствия
• Определение именно профессиональных умений, специфических для профессий
• Оценка уровня подготовки специалистов на железнодорожном транспорте

13. Какие перспективы дальнейшей разработки ОРК?
• Доработка отраслевой рамки квалификации с учетом актуализации функциональной карты
• Конкретизация рамки для подсекторов сектора «Железнодорожный транспорт»
• Учет при разработке профессиональных стандартов
• Соотнесение уровней отраслевой рамки квалификации с должностями рабочих, служащих, специалистов и характерных доя железнодорожного транспорта

14. Ожидаемые результаты от обзора для СПК:
• Перечень ключевых профессий
• Функциональная карта сектора и отраслевая рамка квалификаций
• Перечень профессиональных стандартов, подлежащих разработке и актуализации в 2016-2018 гг.
• Перечень образовательных стандартов, подлежащих разработке и актуализации
• Перечень образовательных программ, подлежащих разработке и актуализации
• Перечень образовательных программ, подлежащих профессиональной аккредитации
• Перечень присваиваемых профессиональных квалификаций

15. Один из выводов сектора: обзор учебных заведений и понимание того с какими учебными заведениями ОАО РЖД будет работать.
16. Предложение: организовать работу Росстата, чтобы статистические сведения были более расширенными и полными, так как статистические данные – один из основных источников получения информации для обзора рынка труда.

Дополнительные сообщения участников:
1. Вопрос от Прокопова Ф.Т.: Вопрос к СПК сварки: 525 организаций участвовало в проведении мониторинга рынка. Откуда были взяты такие ресурсы?
Ответ: провели обследование путем анкетирования организаций, с которыми взаимодействуем в системе СПК. Обзором занималось специалисты на местах, плюс внесена в информационный ресурс анкета, которую многие работодатели заполняли сами. Обработка анкет происходила автоматизированно.

2. Вопрос от Прокопова Ф.Т.: Роснано построило мониторинг по другому пути, но получило интересные результаты. Как вы проводили мониторинг? Какие ресурсы привлекали?
Ответ: у нас был создан Фонд, который занимался анализом образовательных программ именно в системе ДПО и на основе такой узкой области исследования дальше расширили анализ. Проводили анкетирование 12 нано-центров.  Далее более 130 предприятий приняли участие в опросе, но большинство из них является малым и средним бизнесом, причем во многих из которых нет специалистов по управлению персоналом. Организацией сбора информации и обзором занималось 5 нанятых человек – чистой воды «Внешний проект».  Дополнительно аналитикой занималось 2 человека. Из проблем: многие предприятия отказывались принимать участие в опросе. Анкет было отравлено 240, из которых ответили 130.

Выводы по первому выступлению Прокопова Ф.Т.:

многие Советы уклонились от проведения мониторинга в 2015 году, «сошли с дистанции». Как Вы видите по опыту коллег – сделать это вполне реально, можно используя свои ресурсы или привлекая внешние ресурсы. Мониторинг – безусловное обязательство всех Советов. Сейчас у Вас есть общее понимание конструкции обзора тех коллег, которые уже делали обзор в прошлом году, уже есть СПК, с которыми можно обменяться опытом. В этом году Советам будет легче, так как первопроходцы уже есть.

Предложение от СПК сварки: формировать образцы  анкет, по которым уже проводилось анкетирование по мониторингу рынка труда для оказания помощи всем Советам

Второе выступление «Формирование «Дорожной карты» развития отрасли в разрезе деятельности СПК. Разработка отраслевых рамок квалификаций (ОРК) и формирование перечня профессиональных стандартов необходимых к разработке (перспективных). Представление опыта по разработке отраслевой рамки квалификаций ОРК СПК в лифтовой отрасли и вертикального транспорта» — Царькова Е.А.

1. Мы начали работу с разработки «дорожной карты» по всем полномочиям, полученным Советом.
2. Приоритеты для формирования дорожной карты отраслевой системы квалификации:
• Прогнозирование развития отрасли на основе функционального анализа и мониторинга динамики кадровых изменений
•Разработка отраслевой рамки квалификаций
• Разработка профессиональных стандартов
• Формирование перечня отраслевых квалификаций
• Формирование отраслевой системы независимой оценки квалификаций
• Разработка и актуализация ФГОС и образовательные программы, разработка программы АПП и ПО с учетом требований ПС
• Разработка регламентной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

3. Анкетирование (опросы) проводили «вживую». В отдельных отраслях обзор делали путем экспертной оценки.
4.Как проводился анализ отраслевых секторов? Параметры прогнозирования: по образовательному уровню, прогнозирование по квалификационной структуре, по социальной мобильности, по соотношению объемов и структуре спроса.
5. Есть пока спорный вопрос включать ли в границы отрасли организации, которые занимаются производством лифтов.
6. В отраслевой рамке квалификации было принято решение использовать со 2 по 6 уровни квалификации.
7. В работу по рамке квалификации в штаб-квартире было подключено 3 специалиста, которые начали работу на основании первой экспертной оценки.
8. Мы сделали 17 профессиональных стандартов. И 7 стандартов поставили себе в план. 3 стандарты было взято на актуализацию. План был разработан именно на основании проекта рамки квалификации.
9. Что «первичнее» сказать сложно появление профессиональных стандартов или проектирование профессиональных квалификаций. Сейчас у нас 19 профессиональных квалификаций.
10. Сейчас в плане формирование отраслевой системы независимой оценки квалификаций. Пакет из 13 локальных нормативных документов готов. Он находится в открытом виде на сайте.
• ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования, организации, развития и установления требования и правил независимой оценки профессиональных квалификаций в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта
• ТРЕБОВАНИЯ к центру оценки квалификации
• ПОРЯДОК отбора и прекращения полномочий центра оценки квалификации
• ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о Центре по оценке квалификаций на соответствие профессиональным стандартам в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта
• ТРЕБОВАНИЯ к членам квалификационной комиссии центра оценки квалификаций
• ПОЛОЖЕНИЕ об информационной открытости деятельности Центра по оценки квалификаций в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта
• РЕГЛАМЕНТ проведения квалификационного экзамена центрам по оценке профессиональных квалификаций Совета по профессиональным квалификациям  в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта
• МЕТОДИКА определения стоимости работ по оценке квалификации и в сфере вертикального транспорта
• ПОЛОЖЕНИЕ об апелляционной комиссии Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта по рассмотрению апелляций к центрам оценки квалификации
• ПОЛОЖЕНИЕ о дисциплинарной комиссии Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и в сфере вертикального транспорта
• ПОЛОЖЕНИЕ об экспертах ЦОК по оценке профессиональных квалификаций в лифтовой сфере и в сфере вертикального транспорта
• ПЕРЕЧЕНЬ Профессиональных квалификаций в лифтовой сфере и в сфере вертикального транспорта
• Свидетельство о квалификации
• РЕГЛАМЕНТ Проведения оценки соответствия заявителя требованиям, предъявленным к ЦОК

11. Мы столкнулись с тем, что нам центры оценки надо формировать «с нуля». Сейчас отобрано 5 центров оценки, занимаемся мы этим с лета 2015 года.
12. Были разработаны и актуализированы два ФГОС с учетом требований ПС.
13. Независимой оценкой квалификацией у нас занимается более 10 человек, Оценкой и актуализацией ФГОС занимается 3 человека. Для нормальной работы Совета необходимо в рамках наших полномочий мы считаем нужно 5-7 человек с обязательным наличием привлеченных экспертов, готовых принимать активное участие в работе Совета.
14. Какие риски мы сейчас видим в работе?
• Отсутствие стабильного прогноза долгосрочного экономического развития в секторах экономики
• Отсутствие методических инструментов управления структурой кадров для согласования спроса и предложения с задачами развития экономики
• Сохранение в нормативном регулировании прежних принципов разделения труда, «Добровольное» внедрение в сферу труда требований профессиональных стандартов
• Отсутствие единого открытого информационного ресурса, отражающего структуру спроса
• Отсутствие социальной и нормативной ответственности предприятий и организаций

Вопрос от Прокопова к участникам заседания и заключение по второму выступлению:

— Сколько требуется время для подготовки рамки квалификации?

— Итак, по опыту тех, кто уже прошел этот опыт — шесть месяцев, 2-3 человека которые участвуют в работе по проекту. Плюс консультанты.

Выступление «Проведение независимой оценки квалификаций, сформированных на основе профессиональных стандартов на базе Центров оценки квалификаций (ЦОК).  Представление опыта работы ЦОК в 2015году СПК в области сварки»  – Чупрак А.И.

1. У Совета есть все 5 полномочий. Поэтому считаем,  что у каждого направления должен быть куратор, то есть не менее 5 кураторов.
2. Нами отобрано 18 организаций, проведено более 1000 оценок.
3. Первые итоги по профессиональному стандарту «Сварщик» — 56% — 3 уровень квалификации, 41% — 2 уровень квалификации и только 2% — 4 уровень квалификации – высококвалифицированные сварщики. 5% из всего количества составила оценка квалификации иностранных работников.
4. Не прошли оценку – 6% соискателей. Из выпускников 23%  кандидатов не прошли оценку. Регламент для работающих и выпускников один и тот же, испытания одни и те же.
5. За базу были взяты компании, которые занимались аттестацией в порядке установленном Ростехнадзором. Организационно процедура разъяснения и построения работы идет достаточно тяжело.
6. Очень важный вопрос: аттестация экспертов, разработка оценочных средств. Обязательно для построения работы нужен административный и технический инструментарий. Обязательно плотная работа Совета по контролю и курированию работы ЦОКов.
7. Есть реестр ЦОКов на сайте и вся необходимая информация, указана необходимая материально-техническая база, которую должен иметь ЦОК.
8. По каждому Центру есть согласованный состав экспертов с описанием их квалификацией, опыта и что он может оценивать. По экспертам ведется база данных.
9. У нас утвержден регламент профессионального экзамена по каждому стандарту, где указано как осуществляется проверка теоретической и практической части, какие документы оформляются (образцы документов), регламент оценки по каждому параметру. У нас создана единая база оценочных средств.
10. Итоговые документы на месте оформляются в бумажном виде, в Совет они отправляются в электронном виде с вложением сканов документов. Совет рассматривает предоставленный пакет документов по оценке и либо принимает результаты оценки, либо нет. Только после проверки всех представленных ЦОКом документов Совет дает свидетельство. Ведется реестр всех выданных свидетельств.
11. Считаем, что сайт нашего Совета сейчас лучший сайт из всех Советов, соответствующий требованиям Национального Совета.
12. На сайте есть вся информация по всем административным регламентам и процедурам построить систему оценки, которую можно взять как базу.

Дополнение Прокопова Ф.Е.:  так как свидетельство будет иметь хождение по всей территории России, только федеральный орган может выдать свидетельство о профессиональной квалификации, поэтому выдается свидетельство и квалификация присваивается только Советом, а не конкретным ЦОКом. Реестр тоже ведет Совет. Все оценочные процедуры разработанные Советом, принадлежать ему и являются его конфиденциальной информацией.

Все регламентирующие документы есть на сайте Национального Совета, на сайте Совета сварки, для пользования всеми остальными Советами, которые хотят выполнить данную функцию, но без автоматизированной системы, как есть у НАКСа (сварка) выстроить систему практически невозможно будет.

Выступление «Экспертиза профессиональных образовательных стандартов и программ через призму профессиональных стандартов. Представление алгоритма по оценке ПС и ФГОС» – Серова А.В. Представление опыта экспертизы ПС и ФГОС СПК в области нанотехнологий – Гумерова Г.И.

Выступление было перенесено на отдельную встречу.

Из дискуссии:
Прокопов Ф.Т.: экспертиза профессиональных образовательных стандартов — это самая важная тема нашего заседания. Никакая оценка квалификаций не нужна без ее практического применения для совершенствования системы образования.

1. В прошлом году произошли изменений формы ФГОСов ВО, из которых уходят «профессиональные компетенции».
2. Сейчас работодатель должен сформулировать требования к выпускникам, которые образовательные организации встраивают в свои образовательные стандарты, а работодатель проверяет качество образовательных стандартов путем применения инструмента общественной аккредитации ФГОС.

Выступление «Практика применения профессиональных стандартов в организации. Представление алгоритма применения ПС в организации и управлении персоналом. Анализ проекта Постановления Правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов…» – Соколова Л.А.

Выступление было перенесено на отдельную встречу.