Menu

Протокол 1-го открытого вебинара по вопросам,  касающимся системы профессиональных квалификаций

Дата проведения: 30 марта 2016 года

Модератор: Смирнова Юлия Валерьевна  (директор центра развития профессиональных квалификаций российского союза промышленников и  предпринимателей)

Участники:

Маслова Марина Сергеевна
Страхов Роман Алексеевич
Александр Наумович Лейбович
Волошина Ирина Александровна

Вопросы вебинара:

1. Деятельность Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, цели и задачи стояще перед ним и проделанная работа.
2. Деятельность Советов по профессиональным квалификациям (о порядке создания центров оценки квалификаций).
3. Формирование работ по созданию Всероссийской системы профессиональных квалификаций на региональном уровне.
4. Применение профессиональных стандартов на предприятиях с существенным уровнем государственного участия.

В целях реализации Комплекса мероприятий по реализации в 2016 году субсидии на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций Российский союз промышленников и предпринимателей начал проведение серии открытых вебинаров по вопросам, касающимся системы профессиональных квалификаций. Первый открытый вебинар состоялся 30 марта 2016 года.

Выступление Масловой М.С.:

Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
Подготовка предложений  Президенту и Правительству РФ по определению приоритетов развития национальной системы квалификации, координация органов исполнительной власти государственной власти РФ и субъектов РФ, экспертиза проектов законодательных и нормативных актов, проведение экспертизы профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов.

Советы по профессиональным квалификациям.
Элементы национальной системы квалификации. В основном включают в себя представителей работодателей, профсоюзных организаций, и образовательных организаций, готовящих кадры. На данный момент создано 22 совета по профессиональным квалификациям.

Полномочия:

  • Мониторинг рынка труда;
  • Разработка и актуализация профессиональных стандартов;
  • Работа с системой образования;
  • Проведение общественной аккредитации;
  • Организация и проведение независимой оценки квалификаций.

Выступление Лейбовича А.Н.:

Центры оценки квалификаций.
Форматы методических комплексов  по созданию оценочных материалов. Формирование работ по созданию Всероссийской профессиональной  квалификации на региональном уровне.

Необходимо создание региональных структур, ведущих необходимый консультационный процесс и обеспечивающих взаимодействие заинтересованных участников всего процесса внедрения национальной системы профессиональной квалификации и внедрения профессиональных стандартов.

В письме Национального совета при Президенте РФ, направленном во все субъекты Федерации, было предложено органам государственной власти субъектов РФ сформировать координационный орган, с функциями и ответственностью по взаимодействию с объединениями работодателей, сферой профессионального образования по внедрению профессиональных стандартов, по созданию системы независимой оценки квалификации, учитывая приоритеты развития конкретного региона.

Имеется определенная модель, для субъектов РФ, которую они могут пользоваться при решении возникающих вопросов.

Базовые методические центры, владеющие всеми необходимыми знания по профессиональным квалификациям, имеющие подготовленный персонал, могут организовывать обучение и консультации. Данные центры взаимодействуют с отраслевыми советами, оказывают им необходимую поддержку. На данный момент 40 регионов уже отреагировало. В этом году будет выбран ряд пилотных регионов, для отработки системы взаимодействия.

Выступление Масловой М.С., Директора департамента оплаты труда трудовых отношений социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ:

Темы:

  • Способы применения профессиональных стандартов;
  • Вступление в силу ФЗ № 122;
  • Проект Постановления Правительства «Об особенностях применения профессиональных стандартов».

Понятие профессиональных стандартов внесено в ТК РФ с декабря 2012 года. В связи с внедрением профессиональных стандартов, стали возникать вопросы по их применению. Фактически применение стандартов уже отрегулировано ТК РФ.

Профессиональные стандарты утверждаются Минтрудом РФ. Каждый стандарт рассматривается Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, проходят процедуры национально-общественно обсуждения и все заинтересованные работодатели и представители общественных сообществ могут принять участие в их обсуждении.

Профессиональные стандарты сохраняют преемственность по отношению к справочникам. Добавились такие статьи как ст. 195.3, в которой говорится о порядке применения профессиональных стандартов. Те нормы, которые уже установлены Трудовым кодексом РФ, другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами, являются обязательными при применении профессиональных стандартов. То есть с 1 июля 2016 г., для работодателей, соблюдавших данные нормы, никаких изменений не последует.

Вопросы от слушателей:
1. Вопрос: Зачем разрабатываются и применяются профессиональные стандарты?
Ответ: Профстандарты раскрывают содержание необходимых для выполнения работником трудовых функций, знаний и умений. Являются актуальным документом, фактически бесплатно полученный ресурс от государства, благодаря которому можно улучшить организацию труда.

2. Вопрос: Как часто будут обновляться профессиональные стандарты?
Ответ: На данный момент более 800 профстандартов разработано, планируется разработка на ближайший год ещё 180 профессиональных стандартов. Формируются они с учетом приоритетных направлений развития экономики. Большую роль играют Советы по профессиональной квалификации и Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

3. Вопрос: Где можно ознакомиться с профессиональными стандартами?
Ответ:  На сайте Минтруда РФ есть специальный раздел  «Профессиональные стандарты», на сайте центра при НИИ труда есть раздел, посвященный профессиональным стандартам. Информация имеется об утвержденных и зарегистрированных Министерством Юстиции стандартов, и можно, также, увидеть те стандарты, которые на данный момент только разрабатываются.

4. Вопрос: Будут ли отменены справочники?
Ответ: В перспективе замена справочников планируется. Процесс будет постепенным и нацеленным на то, что бы сдвинуть инертность и стремиться  к развитию в отрасли.

5. Вопрос: В части применения стандартов в соответствии ст. 195.3 ТК РФ, перечень, что относится к нормативно-правовым актам РФ, как таковой отсутствует. Была попытка установить такой перечень Федеральным законом о нормативно-правовых актах РФ, но на данный момент он находится на рассмотрении в Государственной думе. В данный перечень попадают и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, опубликованные и вступившие в силу. Являются ли требования, указанные в профессиональном стандарте обязательными для исполнения?
Ответ: Если Трудовым кодексом, другими законами, иными нормативно- правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимые работнику для выполнения трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для выполнения работодателями.

6. Вопрос: В случае обнаружения дефектов, связанных с использованием справочников, некорректных ссылок или, если что-то не указано в профессиональном стандарте, то куда нужно направлять информацию?
Ответ: В профильный Совет по профессиональным квалификациям, с просьбой сформулировать предложения по уточнению. На сайте Национального совета при Президенте РФ есть информация о существующих Советах, на сайте Министерства труда реестр Советов по профессиональным квалификациям, или же, напрямую в Министерство труда.

7. Вопрос: Распространяется ли обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
Ответ: Обязанность соблюдения не зависит от формы собственности. Проект дорабатывается. Государственный сектор должен быть примером в обновлении требований к работнику.

8. Вопрос: Какова специфика применения профессиональных стандартов для государственных и муниципальных служащих? И каким образом профессиональные стандарты соотносятся с законодательством о государственной гражданской службе?
Ответ: Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются государственной гражданской службой в части урегулированной законом о государственной гражданской службе. Отдельные положения профессиональных стандартов могут быть заимствованы при разработке тех НПА, которые для государственных гражданских служащих устанавливают квалификационные требования. Минтруд РФ разработал методические инструментарии установления квалификационных требований к государственным гражданским служащим, на его основе – справочник к претендентам на замещение должностей и методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих.

9. Вопрос: 10 декабря 2015 г., на Форуме, проведенном Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Минтрудом России и Национальным советом  при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, было озвучено, что применение профессиональных стандартов первым делом начнется с образования и здравоохранения. Будут утверждены профессиональные стандарты для руководителей образовательных организаций и научных работников?
Ответ: В ряде секторов уже осуществляется и является способом увеличения конкурентных преимуществ по целому ряду обстоятельств. Говоря о образовательных организациях — работа на данный момент идет на площадке двух организаций. Это Федеральный Институт развития образования и ВШЭ.  Предполагается, что проект этого профессионального стандарта в ближайший месяц будет подготовлен и представлен к рассмотрению. Критически важным этот профессиональный стандарт для системы образования не является. Стандарт руководителей относится к относительно небольшой категории работников сферы образования, к которым и без того применяются серьезные требования. И, тем не менее, и к данной категории будут разработаны профессиональные стандарты.

10. Вопрос: Не понятен смысл дополнения статьи ТК РФ 195.3, если требования квалификации уже обязательны по другим нормативным правовым актам.
Ответ: Если в других нормативных правовых актах (не являющихся профстандартами) есть требование, то они обязательны.

11. Вопрос: Кто из контролирующих органов будет проверять выполнение профессиональных стандартов, и за какие конкретно нарушения в части их невыполнения может наступить ответственность, какова степень ответственности за нарушения соответствия стандарту, какова ответственность работодателя за несоблюдение ФЗ № 122?
Ответ: Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Федеральной государственной инспекции труда, состоящей из центрального органа – Федеральная служба труда и занятости и ее территориальных органов – Государственных инспекций труда. Под компенсациями и льготами подразумевается право на досрочное назначение трудовой пенсии, предоставление дополнительного отпуска за особые условия труда, бесплатная выдача специальной одежды и других средств индивидуальной защиты. В случае, если наименование должностей работников не будут соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в справочниках или соответствующих профессиональных стандартах, то право на получение этих льгот и компенсаций работники потеряют, независимо от характера выполняемой ими работы.

12. Вопрос: Требования профстандарта должны быть прописаны в трудовом договоре или должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть отступления? Можно ли сочетать в должностной инструкции требования разных профстандартов?
Ответ: Имеется постановление Минтруда РФ № 9 от 2004 года, в котором говорится, что при необходимости должностные обязанности, содержащиеся в характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями, возможно расширение круга обязанностей работника, по сравнению с обязанностями, установленными в соответствующими квалификационными характеристиками, работнику может быть получено исполнение обязанностей, которых не требуется для другой специальности.

13. Вопрос: Допускается ли внесение в должностную инструкцию обязанностей, которые находятся за пределами обязанностей функциональной карты стандарта?
Ответ: Работодатель определяет и функционал и наименование должностей.

14. Вопрос: Могут ли требования к образованию, стажу, а так же, обязанностям работников измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования не соответствует уровню, указанному в профессиональном стандарте, а в Трудовом кодексе такого основания нет? Как поступать в таких случаях?
Ответ: Автоматически требования к работнику, его образованию и стажу не изменяются. Обязанности формируются с учетом специфики деятельности конкретных организаций. Требования Трудового Кодекса, о порядке изменения трудовых функций работников неизменны. Если функционал работника должен измениться, то все нормы трудового права действуют для данного работника с соглашением сторон и уведомлением работника.

15. Вопрос: Для сварщиков профессиональные стандарты утверждены и разработаны и вступили в силу. Следуя разъяснениям, электро-газосварщики должны быть переименованы в сварщиков. Предложенная профессия сварщик не предусмотрена льготными списками. Тождественность профессии тоже не установлена никакими документами. Можно ли сохранить существующее название профессии?
Ответ: Не имеет значения, о какой профессии будет идти речь. В профессиональных стандартах приводятся не все наименования должностей или профессий, некоторые разработчики не привели все названия и наименования. Исходя из требований 57 ст., в которой указано – либо справочники, либо стандарты. Если наименование есть в справочнике – то соответственно оно применяется. Если наименование есть в профессиональном стандарте, то применяется наименование профессионального стандарта. Адаптация образовательных стандартов и система подготовки кадров к требованиям профессиональных стандартов должна затрагивать более широкий круг вопросов.

16. Вопрос: Минтруд утверждает, что профессиональный стандарт носит рекомендательный характер, а Министерство образования предписывает обязательность на все трудовые функции, кто в данном случае прав?
Ответ: Использование профессионального стандарта в конкретных ситуациях должен определять, прежде всего, работодатель. В сфере образования – государство. Право в данном случае у Министерства образования.

17. Вопрос: Какая из отраслей производства является сейчас лидером в вопросах профстандартов, независимой оценки квалификаций и взаимодействия с образовательной сферой?
Ответ: Отраслей на данный момент много, это и сварка, о которой уже говорилось, ЖКХ и здравоохранение. Опыт внедрения профессиональных стандартов так же разный. Стандарты принимаются на практике, создаются центры сертификации.

18. Вопрос: Какова инфраструктура системы квалификации на национальном, региональном, отраслевом и межотраслевом уровне?
Ответ: Национальный уровень – Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям как координационный орган;  отраслевой уровень – отраслевые объединения работодателей; региональный уровень – советы по кадровой политике при губернаторе либо аналогичные структуры с одним функционалом; методические структуры — объединения работодателей.

19. Вопрос: Возможно ли заключение соглашений по реализации профессиональных стандартов на уровне субъекта?
Ответ: В данном случае это одна из форм реализации обсуждаемой модели. Необходим реальный координационный орган, который будет функционировать при администрации региона – координационно-политический орган. И реальная методическая структура, которая обладает необходимой компетенцией, для решения тех вопросов, которые в регионе возникают.

20. Вопрос: Обязан ли работодатель отправлять своих сотрудников проходить обучения в центры оценки квалификации?
Ответ: Выпускник профессиональной квалификации должен получить соответствующую оценку. Прямой обязанностью для работодателя, для прохождения сотрудниками  квалификационной оценки, нет. Сама же по себе квалификация персонала способна обеспечить прозрачность компаний.

21. Вопрос: Возможно ли создание центров независимой оценки на базе образовательных организаций или учебного центра предприятия?
Ответ: Возможно, в случае если создание проходит на платформе юридического лица. Для учебного центра, тот же принцип. В данном случае, это не решения одного человека, а целого коллегиального органа. Кроме того, образование центров оценки квалификаций, это и оборудование для проведения экзамена, и требования к соответствию документов.