Menu

Интересующие Вас вопросы задавайте по адресу spk@sovethr.ru

Данный вопрос, к сожалению, напрямую законодательством не регламентирован.  Действующее законодательство предусматривает требование к организациям (центрам оценки квалификации или ЦОК), претендующим на право заниматься деятельностью по оценке квалификации — (устанавливает определённые критерии). Так, в соответствии с пунктом 3 Приказа Минтруда России от 19.12.2016 N 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», к ЦОКу предъявляется в частности следующее требование: «наличие в штате по основному месту работы в Центре не менее двух работников Центра, участвующих в составе экспертной комиссии в проведении профессионального экзамена. Члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации (далее — оценочные средства)». Однако ни данный Приказ, ни иной нормативный акт, распространяющий свое действие на все отрасли в сфере оценки квалификации, не регламентируют вопрос аттестации и аккредитации непосредственно экспертов ЦОКа. Данный вопрос регламентирует каждый совет по профессиональным квалификациям отдельно, в рамках своих полномочий. Так, Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом утвержден нормативный акт – Порядок аккредитации и наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификаций организаций-заявителей и экспертов по независимой оценке квалификаций (утвержден Решением Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом от «06» февраля 2019., протокол № 26). Отвечая на Ваш вопрос, необходимо руководствоваться данным Порядком. Ниже будут приведены требования, установленные в части аккредитации экспертов ЦОК. В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, Организация – заявитель (юридическое лицо направившее заявку в Совет, для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификаций), для наделения полномочиями центра оценки квалификации, обязана направить кандидатов в эксперты по оценке квалификаций ЦОК на независимую оценку квалификаций по квалификации(-ям), по которой(-ым) ЦОК планирует пройти аккредитацию и получить полномочия по проведению НОК, а также подтвердить «Свидетельством о квалификации», выданным аккредитованным ЦОК, квалификацию каждого кандидата в эксперты, которая должна быть не ниже, чем квалификация, по которой эксперт планирует пройти аккредитацию и получить полномочия по проведению профессионального экзамена. Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм, можно сделать вывод о том, что действующий регламент не предусматривает возможности кандидату самостоятельно обратиться в Аттестационную комиссию Совета с заявлением о прохождении аттестации и аккредитации. Следовательно, для прохождения данной процедуры рекомендуется обратиться в соответствующий центр оценки квалификации.

Вопрос 2. В связи с внедрением профессиональных стандартов в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Московский дом национальностей» просим Вас уточнить, требуется ли сотрудникам отдела кадров пройти дополнительное обучение по соответствующим направлениям образовательных программ для подтверждения профессиональных квалификаций если сотрудник отдела кадров организации имеет следующий уровень профессиональной подготовки: — среднее специальное образование по профессии «Бухгалтер бюджетных учреждений»; — повышение квалификации по доп.проф.прог. «Специалист кадрового делопроизводства на современном предприятии»; — прохождение обучающих курсов и однодневных семинаров-практикумов. Если сотрудник отдела кадров имеет следующий уровень профессиональной подготовки: — высшее образование, квалификация «Юрист»; — повышение квалификации по программе «Кадровое делопроизводство», «Изменения в системе оплаты труда для работников государственных (муниципальных) учреждений»; — опыт работы в сфере управления персоналом – 10 л. 5мес. — участие в семинарах и информационных курсах. Требуется ли руководителю отдела кадров прохождение оценки соответствия профессиональным квалификациям, указанным в пункте 1 настоящего письма или достаточно подтвердить профессиональную квалификацию «руководитель структурного подразделения по кадровому делопроизводству (7-й уровень квалификации)»? Требуется ли сотруднику отдела кадров прохождение оценки соответствия всем профессиональным квалификациям, указанным в пункте 1 настоящего письма, если сотрудник выполняет трудовые функции подпадающие под все названные профквалификации, или достаточно подтвердить профессиональную квалификацию по одной из них? Какова стоимость прохождения оценки соответствия вышеуказанным профессиональным квалификациям?

Указанные Вами работники не обязаны соответствовать требованиям к образованию, указанным в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом».
Однако их квалификация должна соответствовать требованиям данного профессионального стандарта.
Подробнее о том, чем образование отличается от квалификации и почему образование не обязательно для специалистов отдела кадров, рассмотрим ниже.
Начнем с того, чем образование отличается от квалификации. Это действительно разные понятия.
Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (статья 195.1 Трудового кодекса РФ).
Понятие образования, как можно увидеть из определения, не входит в квалификацию. Поэтому при определении обязательно ли образование и обязательны ли требования к квалификации, эти понятия нужно разделять.
Рассмотрим в каких случаях требования к образованию, указанные в профессиональном стандарте, обязательны для работника и он должен им соответствовать.
Обязательность образования.
Однозначных требований относительно того в каких случаях образование, указанное в профессиональном стандарте, является обязательным, законодательством не установлено.
Если основываться на действующих в настоящее время нормах законодательства, которые регулируют вопрос применения профессиональных стандартов, можно сделать следующий вывод. Ни одна норма (по крайней мере, на данный момент) не устанавливает, что требования профессиональных стандартов обязательны абсолютно для всех либо наоборот, что требования профессиональных стандартов в части образования не обязательны ни для кого.
Ответ на вопрос обязательны ли требования профессионального стандарта к образованию для той или иной должности, профессии, работы, зависит от конкретной ситуации. В связи с чем, решать данный вопрос необходимо в отношении каждой должности отдельно исходя из того, какие трудовые функции в нее входят.
Итак, в случае, если каким-либо нормативным актом (Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) установлены требования к образованию, необходимому работнику для выполнения определенной трудовой функции, то именно эти требования обязательны для применения. Это логично, потому что это требования закона и они должны выполняться. При этом если требования в законе устанавливают только обязательность какого-либо образования, но не дают информации каким именно образованием (уровень, специальность, направление) должен обладать работник, только в этом случае применяются требования к образованию, указанному в профстандарте.
В указанном Вами случае к специалистам по кадрам законодательство не закрепляет требования о наличии какого-либо образования. Поэтому и требования профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» к образованию не являются обязательными для работников. По закону, выполнять функции специалиста по кадрам вправе все указанные Вами работники: те, у кого образование юриста, бухгалтера или вообще работники без образования.
Далее рассмотрим вопрос обязаны ли данные работники соответствовать требованиям профстандарта к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы (квалификации).
Обязательность квалификации.
Порядок применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации, предусматривает статья 195.3 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с частью первой статьи 195.3 ТК РФ, в случае, если какими-либо нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Для указанных Вами в вопросе работников отдела кадров требования к квалификации законом не установлены. Поэтому под данную часть статьи 195.3 Трудового кодекса РФ они не подходят.
В соответствии с частью второй статьи 195.3 ТК РФ, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Этот случай как раз Ваш. Требования к квалификации в данном случае применяются в качестве основы, то есть того минимального уровня, который должен быть у работника. Работники должны соответствовать требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы, которые указаны в профстандарте. Работодатель обязан проверить соответствуют ли работники данным требованиям.
Таким образом, подводя итог. Указанные Вами работники не обязаны соответствовать требованиям к образованию, указанным в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом». С тем уровнем образования, который сейчас есть у работников, они могут продолжать занимать свои должности и выполнять трудовую функцию.
Однако знания, умения и навыки работников должны соответствовать профстандарту и на это работников нужно проверить.
Для того, чтобы проверять работников на соответствие требованиям профстандарта к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы, для начала нужно понять какие вообще требования предъявляет профстандарт.
Для каждой трудовой функции в стандарте указаны свои требования. Работник должен соответствовать требованиям по тем трудовым функциям, которые он выполняет. Например, если Вы понимаете, что работник выполняет все трудовые функции под кодом «А» и «В» профстандарта «Специалист по управлению персоналом», то он должен знать и уметь все, что указано в этих функциях, то есть требованиям по трудовым функциям код A/01.5, A/02.5, A/03.5, B/01.6, B/02.6, B/03.6.

Если работник выполняет только функцию, указанную под кодом, например, B/02.6, то он должен знать и уметь только то, что указано в требованиях к ней. Если руководитель отдела кадров выполняет только руководящую трудовую функцию «G» профстандарта и не делает ничего с предыдущих функций (А,В,С,D,E,F), то он не должен соответствовать требованиям по данным функциям.
Требования к опыту работы берутся по «наибольшей» функции. Например, если как в вышеуказанном примере, работник выполняет трудовые функции под кодом «А» и «В» профстандарта, то берутся те требования, которые указаны для кода «В».
Относительно стоимости прохождения независимой оценки квалификации можно сказать следующее. Конкретная стоимость не определена законом, цену устанавливает каждый центр оценки квалификации самостоятельно. Центр должен размещать цену на своем сайте. Поэтому узнать цену можно будет только после выбора центра оценки квалификации, в который Вы направите работника для проверки.

В соответствии со статьями 57, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, профессиональные стандарты подлежат применению работодателями при решении двух вопросов:

— при определении требований к квалификации работника;

— при определении наименования должности работника.

При этом, данные требования законодательства обязательны для применения всеми работодателями без исключения, включая представителей муниципальных учреждений.

  1. Требования к квалификации работника.

В соответствии с частью первой статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), квалификация работника подразумевает под собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В соответствии с частью второй статьи 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 195.1 ТК РФ можно сделать вывод, что требования указанные в профессиональном стандарте в части необходимого уровня знаний, умений, навыков и опыта работы, являются необходимым минимумом для выполнения работником трудовой функции, описанной в профессиональном стандарте.

Порядок применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации, предусматривает статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В соответствии с частью первой статьи 195.3 ТК РФ, в случае, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Таким образом, в случае, если по рассматриваемой должности какой либо нормативный правовой акт предусматривает наличие каких либо требований к квалификации, рассматриваемый профессиональный стандарт в данной части является обязательным для применения в данной части.

В соответствии с частью второй статьи 195.3 ТК РФ, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в случае если требования к квалификации работника, помимо самого профессионального стандарта, не установлены иными нормативными правовыми актами, требования к квалификации работников являются минимально допустимыми, а требования к образованию является рекомендованным для применения.

  1. Требования к наименованию должности.

В соответствии с частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующее условие (в частности): трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Также данной нормой установлено, что, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Таким образом, вывод о необходимости приведения наименования должности работника в соответствии с требованиями профессионального стандарта можно сделать только в том случае, если каким либо федеральным законом к рассматриваемой должности (профессии) предусмотрено предоставление льгот, компенсаций либо наличие каких — либо ограничений. В случае, если вышеуказанные особенности, в отношении рассматриваемой должности, федеральные законы не содержат, наименование должности определяет работодатель по своему усмотрению.

Как видно из вышеуказанных норм, требования, предусмотренные Трудовым кодексом в части применения профессиональных стандартов, являются обязательными для применения всеми работодателями, независимо от их организационно правовой формы, включая государственные и муниципальные организации и учреждения. Однако для таких представителей работодателей отдельным нормативным актом определены особенности применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации. Данным нормативным актом является Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Данное Постановление распространяется на следующие категории работодателей:

— Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

— Государственные или муниципальные учреждения;

— Государственные или муниципальные унитарные предприятия;

— Государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Для вышеуказанных работодателей установлены особенности применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации. Особенности применения заключаются в следующем:

1) Работодатели должны провести работу по применению профессиональных стандартов в соответствии с планом работ, который должен быть составлен в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. План работ должен составлять:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

  1. Реализация плана должны быть закончена к 1 января 2020 года.

Во всем остальном применяются требования, установленные Трудовым кодексом РФ (указанным выше).

Возможность прохождения независимой оценки квалификации государственным гражданским служащим, зависит от цели прохождения профессионального экзамена соискателем (в данном случае – государственным служащим).

Так, в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», система независимой оценки квалификации не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих. В связи с этим, факт прохождения независимой оценки квалификации гражданского служащего, в целях подтверждения его квалификации по той должности, которую он занимает, не будет иметь юридической силы, а следовательно само прохождение такой оценки будет бессмысленным.

На сегодняшний день, вопрос оценки квалификации государственных гражданских служащих должен быть решен путем проведения аттестации, в порядке, установленным отдельным нормативным правовым актом. Данный вывод следует из статьи 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента РФ от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Независимая оценка квалификации не может заменить собой другую обязательную процедуру оценки квалификации государственного служащего – аттестацию.

Вместе с этим, действующее законодательство не запрещает соискателю (где бы он не работал, и какую бы должность не занимал), пройти самостоятельно независимую оценку квалификации, на предмет подтверждения своей квалификации установленным требованиям профессионального стандарта. Однако опять же цель прохождения такой оценки соискатель должен определить для себя самостоятельно. Если целью будет являться подтверждение своей квалификации как государственного служащего – процедура оценка будет бесполезна, если соискатель хочет подтвердить свою квалификацию на предмет соответствия профессионального стандарта (процедура не связана с занимаемой должностью гражданского служащего), он может это сделать – запрета нет. Однако в таком случае соискатель, скорее всего, будет проходить профессиональный экзамен за счет своих средств, поскольку нанимателю работодателя будет нецелесообразно отправлять соискателя на прохождение независимой оценки квалификации за счет организации.

Что касается вопроса использования комплекса оценочных средств (далее — КОС).
КОС разрабатывается в соответствии с теми требованиями, которые описаны в
соответствующем профессиональном стандарте в части знаний и умений. При этом
требования, описанные в профессиональном стандарте, являются общими для всех
работников, выполняющих трудовые функции, описанные в этом стандарте. Так как
требования профессионального стандарта в части требований к знаниям и умениям являются общими, разрабатываемый в соответствии с ними КОС, также является общим для всех соискателей. При необходимости КОС может быть разработан, с учетом отраслевой специфики работодателя (организации). Однако в настоящее время комплексы оценочных средств разработаны в виде общих вопросов и заданий, без учета отраслевых особенностей работодателей.

Учитывая вышеизложенное, даже если соискатель – государственный гражданский
служащий решит пройти независимую оценку квалификации, профессиональный экзамен будет проходить по ранее разработанным и утвержденным КОСам.