Советы по профквалификациям могут стать драйверами развития партнерства работодателей с образовательными организациями

Советы по профквалификациям могут стать драйверами развития партнерства работодателей с образовательными организациями

546
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

25 августа в рамках деловой программы Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2021» состоялась проектная сессия «Национальная система квалификации: нормативная и методическая база».

Мероприятие было нацелено на выработку предложений по внесению изменений в нормативные и методические документы, регулирующие вопросы наделения полномочиями центров оценки квалификации и их функционирования, также обсуждались вопросы, связанные с разработкой, актуализацией и закреплением за советами профессиональных стандартов.

С установочными выступлениями перед собравшимся обратились генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин, директор по персоналу ПАО «ОАК», заместитель руководителя Совета по профессиональным квалификациям в авиастроении Любава Шепелева; руководитель департамента специальных проектов ОООР «СоюзМаш России», заместитель Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении Станислава Романовская.

В своем выступлении Артем Шадрин в качестве актуальных задач деятельности развития Национальной системы квалификаций (далее — НСК) выделил:

  • Сокращение сроков подготовки и согласования документов НСК с переходом к пакетной разработке профтстандартов, квалификаций и оценочных средств.
  • Актуализация профстандартов и оценочных средств с учетом развития цифровых технологий. Планируется сотрудничество Национального агентства с Университетом Иннополис[1] при активном взаимодействии с советами по профессиональным квалификациям.
  • Гармонизация подходов к формированию и оценке общих компетенций (soft skills). Здесь важно партнерство Национального агентства с АНО «Россия — страна возможностей»[2]. Коллеги формируют центры компетенций в вузах, а Национальное агентство будет в первую очередь участвовать в развитии soft skills у студентов СПО.
  • Расширение масштабов профессионально-общественной аккредитации учебных программ. Национальное агентство будет активно содействовать в развитии этого направления в партнерстве с советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК).
  • Расширение практики рейтингования профессиональных образовательных программ. Национальное агентство готово помочь СПК в разработке методологии рейтинговой оценки и ее реализации.
  • Содействие участию работодателей в масштабировании практики дуального образования, сетевых образовательных программ, прикладного проектного обучения.
  • Поддержка инициативы Минпросвещения России по качественному расширению участия компаний в управлении организаций СПО. Это одна из позиций, рассматриваемых в рамках проекта «Профессионалитет».
  • Содействие распространению практики сопряжения итоговой аттестации выпускников СПО и вузов с процедурой оценки профессиональных квалификаций. В отношении вузов соответствующий проект уже второй год реализуется в рамках деятельности СПК в сфере нанотехнологий, и апробирован уже почти в 30 университетах. Сейчас ведётся совместная работа с Минобрнауки России по проработке возможностей тиражирования этого опыта.
  • Развитие ИТ-сервисов, рекомендующих программы профессионального обучения, позволяющие получить компетенции, наиболее востребованные на рынке труда.

В рамках проектной сессии были проведены обсуждения в рамках двух тематических групп: «Нормативные и методологические аспекты при создании и функционировании центров оценки квалификации» и «Нормативные и методологические аспекты при разработке, актуализации и закреплении профессиональных стандартов».

Первой группой рассматривались вопросы:

  • Какой пакет документов необходим для подачи заявки на наделение полномочиями центра оценки квалификаций
  • Требования к организации, подающей заявление на наделение полномочиями центра оценки квалификаций
  • Оценка студентов и выпускников учебных заведений
  • Оценка сотрудников предприятий

По её итогам участники высказали предложения о внесении изменений в нормативные документы независимой оценке квалификации и о необходимости разработки рекомендаций и типовых документов по вопросам, касающимся:

  • содержания положения о центрах оценки квалификаций (ЦОК), срока полномочий и создания единой базы данных экспертов ЦОК;
  • совершенствования процедур прохождения независимой оценки квалификации для студентов, еще не имеющих на момент проведения экзаменов дипломов об образовании, работников предприятия, выступающего в качестве площадки для проведения экзаменов, и по другим актуальным темам.

Второй группой рассматривались следующие вопросы:

  • Процедура утверждения профессиональных стандартов
  • Закрепление профессиональных стандартов за советами по профессиональным квалификациям
  • Процедура согласования и утверждения актуализируемых профессиональных стандартов

По результатам дискуссии участники представили свои предложения, направленные на решение следующих задач:

  • ускорение создания национальной и отраслевых рамок квалификаций на основе отдельного нормативного документа, закрепляющего форму и правила их разработки;
  • сокращение за счет пакетной процедуры сроков создания профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств, примерных образовательных программ;
  • ускорение создания национального реестра (каталога) квалификаций, упорядочивание процедур закрепления за советами видов профессиональной деятельности; оптимизацию сроков подготовки и утверждения профессиональных стандартов и их актуализации.

Для этого предлагается:

  • внести изменения в Федеральный закон № 247-ФЗ;
  • усовершенствовать внутренний регламент Минтруда России по рассмотрению проектов квалификаций;
  • продолжить практику отмены устаревших квалификационных справочников и замены их профессиональными стандартами;
  • ускорить принятие одобренных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рекомендаций Минтруда России о разработке профессиональных стандартов и о новом макете профессионального стандарта;
  • устранить дублирование и унифицировать процедуры проведения мониторинга рынка труда;
  • закрепить указанные предложения в плане мероприятий (Дорожной карте) к Стратегии развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и выпустить разъяснения Минтруда России по указанным вопросам.

Артём Шадрин в целом поддержал высказанные предложения и гарантировал поддержку Агентства активной деятельности советов по профессиональным квалификациям в решении поставленных задач.

По итогам проектной сессии будет сформирован пакет предложений по первоочередным мерам развития Национальной системы квалификаций для обсуждения и доработки с заинтересованными советами по профессиональным квалификациям. Затем материалы будут направлены для рассмотрения в профильные рабочие группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Минтруд России.

 

 

 

[1] Университет Иннополис ( https://innopolis.university/). Специализируется на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники. В Университете Иннополис действуют 15 лабораторий и 7 научных центров, в которых ведется исследовательская работа в области искусственного интеллекта, робототехники, big data, разработки ПО, информационной безопасности. Определен в качестве Опорного образовательного центра и Единого учебно-методологического центра подготовки кадров в сфере цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

[2] «Россия — страна возможностей» (https://rsv.ru/) — открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами, создана в 2018 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Она объединяет кадровые, социальные и образовательные проекты со всей России, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает различные пути к успеху.

 

Источник: Национальное агентство развития квалификаций 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ