Начало обучения по программе НАРКа «Современные тенденции развития системы квалификаций в...

Начало обучения по программе НАРКа «Современные тенденции развития системы квалификаций в России и за рубежом»

1676
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

13-14  апреля 2017 года началось обучение в Национальном агентстве развития квалификации методистов (методологов) СПК. От всех Советов представлено около 90 человек.

Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом представляют:

  • Митрофанова Валентина Васильевна,
  • Власова Оксана Викторовна,
  • Епихина Светлана Борисовна.

Пройдя обучение в НАРКе наши методисты могут в дальнейшем обучать разработчиков КОСов (Комплектов оценочных средств), экспертов ЦОКов (Центров оценки квалификации).

Открыл обучение Перевертайло Алексей Станиславович – руководитель Департамента оценки квалификации и качества программ НАРКа, рассказал про цели и задачи обучения методистов СПК в 2017 году, а также о тематическом плане обучения по программе базового модуля.

Тема №1. Концептуальные основания формирования современных систем квалификации.  Есенина Екатерина Юрьевна — руководитель международного департамента НАРК. 

Ключевая идея выступления заключалась в трансформации термина «квалификация» и переход от квалификационного подхода к компетентностному. В качестве понимания термина «умения» был приведен термин Александра Михайловича Новикова «Развитие отечественного образования» (2005). При этом результатами обучения в международной практике являются результаты не только освоения программы, а результаты в том числе самообразования, саморазвития, развития – Learning Outcomes.
Были подведены итоги построения программы профессиональных квалификаций в России: уровни квалификации, национальные рамки квалификаций, реестр квалификаций, профессиональные стандарты, модульные образовательные программы, система независимой оценки квалификации. И это все является инструментами сопоставимости квалификаций на международном уровне.
Кратко был освещен  вопрос об  основных  элементах системы профессиональных квалификаций  в международной практике.
В ответах на вопросы участников лектор ответил на один из наиболее «больных» вопросов у каждого применителя профессиональных стандартов – что требования об опыте работы (если они внесены в профессиональный стандарт)  не являются жесткими для применения – это всего-лишь один из путей возможного достижения уровня квалификации.

Общее время выступления – 45 минут.

Тема №2. Общая характеристика национальной системы квалификаций (НСК) РФ.

1 часть.

Крощенко М.М., руководитель департамента взаимодействия с общественными и государственными организациями НАРК.

В этой теме были освещены вопросы:

  • Структура НСК: ключевые элементы и взаимосвязь между ними.
  • Основные направления деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), советов по профессиональным квалификациям (СПК) по развитию НСК.

Лектор высказал мнение, что нет необходимости разрабатывать профессиональные стандарты для творческих работников, для руководителей, в том числе образовательных организаций, для топ-менеджеров, так как это «штучный» товар.
Подчеркнул, что система аттестации медицинских работников на сегодня является наиболее успешной в построении системы оценки квалификаций.
Лектор рассказал про обязанности СПК как органа продвижения независимой оценки квалификаций. Про задачи НАРКа и взаимодействие с Минтруда и Минобром.
При этом было подчеркнуто, что СПК имеет право осуществлять только то, что установлено в приказах Минтруда. Лектор несколько раз подчеркнул, что  СПК не имеет права давать разъяснения действующего законодательства и приказов Минтруда работодателям и другим заинтересованным лицам, это имеет право делать только Минтруд. Все что может делать СПК это только цитировать Трудовой кодекс РФ и другие нормативные акты, но не давать никаких толкований. Тем более СПК не имеет права делать это письменно.

Международное сотрудничество находится только в начале разработки.

2 часть.

Юргелас М.В., заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций.

  • Модель взаимодействия НСПК и СПК с партнерами в субъектах Российской Федерации.
  • Перспективы развития НСК РФ.

Лектор напомнила про функции СПК и рассказала про реализацию задач НАРКа в регионах, функции открываемых НАРКом РМЦ и то, что НАРК через свои РМЦ готов оказывать помощь СПК в регионах. При этом РМЦ могут быть ЦОКами и заниматься общественной аккредитации образовательных программ.
Подчеркнула, что есть проблема в регионах с органами государственной власти, что во многих регионах представители власти блокируют активности. И РМЦ, в том числе, должен разъяснять систему профессиональных квалификаций, в том числе органам власти в регионах, чтобы работодатели не встречали сопротивления.
СПК должен при активностях в регионах взаимодействовать с РМЦ региона. К сожалению, сейчас не многие СПК осуществляют активности в регионах. У НАРКа в прошлом году было заключено 10 соглашений с регионами, а в 2017 году будут еще с 11 регионами.
Сейчас задача НАРКа объединить все успешные практики АСИ, Минтруда, Минобра и распространять успешные практики.
НАРК будет проводить частично за счет субсидий, частично платные, образовательные мероприятия, в том числе региональные, так как много разных организаций и вопрос даже не в том,  какие они берут деньги за это обучение, а в том, что  не понятно, что они транслируют.

3 часть.

Формирование контента национальной системы квалификаций РФ.

Перевертайло А.С., руководитель департамента оценки квалификаций и качества программ НАРК.

Были рассмотрены вопросы:

  • Область профессиональной деятельности и вид профессиональной деятельности.
  • Понятие «квалификация»: содержание и объем. Соотношение понятий: квалификация, профессия, трудовая функция.
  • Понятия: трудовое действие, знание, умение, профессиональный навык.
  • Применение бизнес-процессов «жизненного цикла продукции» в описании профессионально-квалификационной структуры отрасли.
  • Рамки квалификаций и профессиональный стандарты (ПС) как новые инструменты описания квалификаций.
  • Дескрипторный подход к выделению и характеристике уровней квалификации.

Лектор рассказал про основные вопросы описания вида профессиональной деятельности, ОТФ, ТФ и ТД и пояснил почему в профессиональном стандарте не описываются трудовые операции – так как самая маленькая единица «трудовое действие» не привязано к конкретным технологическим операциям, что позволяет применять описания универсально к работодателям, имеющим свои технологические особенности.
Был сделан обзор реестра профессиональных стандартов – перечень видов профессиональной деятельности. В котором выделено сейчас 40 областей.
Примечание Митрофанова В.В.: Управление персоналом отнесено к 07 виду «Административно-управленческая и офисная деятельность». Соответственно, выдаваемые свидетельства будут выдаваться в нашей сфере начиная с цифр «07».

Очень четко и хорошо лектор:

  • разъяснил разницу между «профессией» и «видом профессиональной деятельности».
  • рассказал про систему классификационных справочников.
  • разъяснил все основные термины, в том числе термин «навык» — «доведенное до автоматизма умение, позволяющее решать тот или иной вид профессиональной задачи в рамках трудового действия». Этот термин отличается от того как он трактуется в международной практике.
  • рассказал про дескрипторный подход (дескриптор – ключевая характеристика, ключевое слово).

Прянишникова О.Д., руководитель департамента систем квалификаций НАРК.

Были рассмотрены вопросы:

  • Применение уровней квалификаций при разработке профессиональных стандартов.
  • Назначение, нормативные правовые основы разработки профессиональных стандартов
  • Профессиональные стандарты и действующие квалификационные справочники. Структурные элементы профессионального стандарта
  • Методика разработки профессиональных стандартов. Методика разработки наименований квалификаций и требований к ним.
  • Основные правила выделения квалификаций.
  • Структура описания квалификаций.

4 часть.

Применение национальной системы квалификаций в сфере подготовки кадров.

Клинк О.Ф., руководитель Базового центра подготовки кадров.

Был рассмотрен вопрос о концептуальных подходах и нормативные правовые акты, определяющие разработку федеральных государственных образовательных стандартов, основных и дополнительных профессиональных программ, программ профессионального обучения с учетом ПС.

5 часть.

Применение национальной системы квалификаций в сфере управления персоналом.

Попов А.М., главный специалист департамента оценки квалификаций и качества программ.

6 часть.

Инструменты национальной системы квалификаций — независимая оценка квалификации и профессионально-общественная аккредитация.

Перевертайло А.С., руководитель департамента оценки квалификаций и качества программ НАРК.

7 часть.

Информационные ресурсы национальной системы квалификаций.

Лектор подробно рассказал про Программно-методический комплекс «Опросы» НАРКа. Организация проведения в ПМК социологических исследований, отраслевых и региональных опросов, голосований, сбора и обработки информации об актуальном состоянии рынка труда, анализа результатов. Интернет-сайты НАРК, НСПК, интернет-портал обеспечения коммуникации между НАРК и партнерами в субъектах Российской Федерации «Регионы»: структура и основные информационные блоки.
По итогам обучения все слушатели должны выполнить практические задания по вопросам международной практики по профессиональным квалификациям (сравнение 2 стран из перечня и России) и один из 6 кейсов.
Особо интересными являются сами кейсы. Каждый кейс касается того, что слушатель должен разработать программу, «дорожную карту», систему одного из элементов системы профессиональных квалификаций. То есть провести исследовательскую, аналитическую деятельность на стратегическом уровне работы всей системы профессиональных квалификаций и предоставить их в НАРК.

Срок для выполнения заданий был поставлен 2 недели до 28 апреля. Представители нашего СПК приняли решение выполнить работы полезные для нашего СПК и использовать их в дальнейшем в работе СПК.

Отчет составлен: Заместителем Председателя СПК в области управления персоналом Митрофановой В.В.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ