Стоимость закрытия вакансии снижается, но ФОТ чаще всего увеличивают. Основные тренды управления...

Стоимость закрытия вакансии снижается, но ФОТ чаще всего увеличивают. Основные тренды управления персоналом 2016

939
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
В 2016 году 26% компаний работают в условиях сниженного HR-бюджета, а значит вынуждены задуматься об эффективности HR-политики. Какую HR-аналитику использует при этом российский бизнес, как подбирает персонал и какие HR-процессы автоматизирует, выяснил Исследовательский центр портала Superjob, опросив более 700 российских компаний.

HR-бюджет уменьшается, а расходы анализируются более тщательно

HR-бюджет на 2016 год больше прошлогоднего только в 13% компаний. 35% предприятий и организаций запланированный размер расходов на персонал не меняли, 26% — снизили.

При этом HR-аналитика все сильнее проникает в бизнес-практику: в 2016 году уже 74% компаний используют те или иные HR-метрики (годом ранее — 70%). И, судя по параметрам, которые фиксируются работодателями, компании стали больше работать над оптимизацией HR-расходов и удержанием ценных сотрудников: стоимость закрытия вакансии подсчитывает 16% работодателей (12% годом ранее), средний стаж работы в компании измеряет 23% организаций (в 2015 году — 16%).

Наиболее распространенными финансовыми показателями являются расходы на подбор на одного сотрудника (его рассчитывают в 22% компаний), расходы на персонал или ФОТ на одного сотрудника (21%), а также расходы на персонал или ФОТ как процент от выручки (16%).

За год средняя стоимость закрытия вакансии в России снизилась на 15% и составила 3 900 рублей.

Расходы на обучение на одного сотрудника в среднем составляют 8 000 рублей в год, расходы на компенсационный пакет – 10 000 рублей в год.

Пересмотр зарплатной политики стал частью HR-стратегии

Заработные платы за 2015 год изменились для разных категорий сотрудников по-разному. Чаще других повышали зарплаты программистам и разработчикам (46% компаний), специалистам по внедрению и сопровождению ПО (43%), специалистам по технической поддержке (34%) и инженерно-техническому персоналу (33%).

В сложной и противоречивой ситуации оказались сотрудники фронт-офиса: 28% компаний повышали им зарплату, 18% — снижали. Это связано с разнонаправленными процессами в ритейле, банках и других секторах, где задействован торговый персонал и специалисты по работе с клиентами. Некоторые компании не смогли перестроиться под рыночные изменения и потеряли возможность платить сотрудникам прежние премии. Другие, наоборот, выстроили четкую стратегию, включающую привлечение и удержание наиболее эффективных сотрудников: именно в таких компаниях доходы сотрудников фронт-офиса росли.

Компании понимают, как важно поддерживать фонд оплаты труда, удерживая лучших сотрудников. Именно эту статью HR-бюджета чаще всего увеличивали компании. Уменьшить ФОТ решились 17% компаний, тогда как на сокращение других статей HR-бюджета решилось от четверти (25%) до почти трети (31%) работодателей.

Подбирать персонал становится сложнее

41% HR-специалистов считает, что в ближайшие пять лет процесс подбора персонала станет сложнее. Треть (33%) уверена, что сложность подбора не изменится, чуть больше четверти (26%) рассчитывает на то, что подбирать персонал станет проще.

Самыми распространенными каналами подбора являются сайты для поиска работы и рекомендации коллег и знакомых: они, по мнению эйчаров, работают для всех категорий персонала, за исключением рабочих, подбор которых имеет свою специфику.

Наиболее эффективными каналами подбора квалифицированных рабочих рекрутеры считают объявления в печатных СМИ (57%), интернет-порталы для поиска работы и объявления на улице (37% и 31% соответственно).

Для поиска руководителей чаще, чем в случае подбора других категорий персонала, прибегают к услугам кадровых агентств.

Через социальные сети чаще ищут IT-специалистов и персонал фронт-офиса (по 28%). Но в случаях с IT-специалистами работает точечный подбор через профессиональные ресурсы, в случае фронт-офиса — размещение вакансии в социальных сетях с максимальным охватом пользователей.
Фронт-офис является наиболее сложной категорией персонала с точки зрения соотношения сложности подбора и удержания: при уровне текучести, соответствующем текучести рабочего персонала (10%), срок закрытия вакансии для этой категории на 8 дней больше.

HR-процессы автоматизируют

Хотя бы один HR-процесс автоматизирован в 86% компаний. Чаще всего речь идет о стороннем программном обеспечении, хотя у половины российских организаций есть и собственные разработки. Некоторые компании совмещают собственные программы с готовыми продуктами.

Кадровое делопроизводство автоматизировано в 71% компаний, HR-аналитика и отчетность — в 39%. Реже всего автоматизируют процессы адаптации и оценки персонала, что неудивительно: во-первых, они формализованы далеко не во всех компаниях, во-вторых, они хуже всего поддаются автоматизации.

Посмотреть подробный отчет об исследовании »

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ