Состоялось первое в 2016 году заседание рабочей группы по профессиональным стандартам Совета...

Состоялось первое в 2016 году заседание рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом

3481
ПОДЕЛИТЬСЯ

Состоялось первое в 2016 году заседание рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом

27 января 2016 года в ИПП НИУ-Высшая школа экономики  состоялось первое в 2016 году Заседание рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом под руководством Генерального директора НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика» Митрофановой Валентины Васильевны.

На повестке стояли 3 основных вопроса:

  1. Приоритетные планы рабочей группы на 2016 год.
  2. Концепция экспертизы проектов профессиональных стандартов в области управления персоналом.
  3. Подведение итогов экспертизы и одобрение к дальнейшему принятию профессионального стандарта «Специалист по обучению и развитию персонала»

Заседание открыла Валентина Митрофанова, руководитель рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом с презентацией планов развития рабочей группы на 2016 год. Среди приоритетов был озвучен список профессиональных стандартов, которые поставлены на разработку в 2016 году. Среди них:

— Специалист по развитию и обучению персонала;

— Специалист по оценке персонала;

— Специалист по оформлению трудовых отношений.

Также, был поднят вопрос формирования рабочих инициативных групп по профессиональным стандартам «Специалист по организационному развитию» и «Специалист по урегулированию трудовых конфликтов», которые планируются к выходу на 2017-2018 гг. Также, на 2016 год поставлена задача апробирования профстандартов в области управления персоналом, которые были утверждены на 2015 году («Специалист в области управления персоналом»,  «Специалист по подбору персонала (рекрутер)») и разработки методики апробации профессиональных стандартов с целью выработки единой технологии апробации для всех Советов по профессиональным квалификациям для единого понимания, как учитывать результаты, какая должна быть экспертная группы и т.д.

Важным вопросом стала разработка методики по внедрению профессиональных стандартов, которая будет помогать в работе специалистов  в области управления персоналом. В скором времени будет опубликовано методическое пособие по стандарту «Специалист в области управления персоналом», задача по разработке которого поставлена перед Советом Министерством труда и социальной защиты РФ и РСПП.

Одной и важных задач Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом является привлечение профессиональных сообществ к работе над профессиональными стандартами. Для этого будет проведена работа по выявлению таких сообществ на территории  РФ.

Пожалуй, самым важным пунктом плана развития рабочей группы по профессиональным стандартам на 2016 год является формирование базы экспертов с целью консолидации информации о составе HR-специалистов в Российской Федерации. База будет формироваться среди людей, которые работаю в сфере HR, готовы развиваться и работать в направлении решения задач, стоящими перед отраслью и страной в целом. Эти эксперты займутся разработкой HR-проектов в области управления персоналом, примут активное участие в HR-Форсайтах, которые ежегодно проводятся Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом совместно с Агентством стратегических инициатив.

Следующим вопросом была обсуждена концепция проведения Советом Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии Специалист в области управления персоналом». Целью проведения конкурса является повышение престижа профессии на рынке труда, пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса и т.д. Конкурс позволит задать высокую планку профессионала в области управления персоналом, консолидировать  практический опыт реализации успешных HR — практик в рамках компаний. Эти успешные практики по итогам Конкурса будут обобщены, выложены на сайте Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом (www.sovethr.ru) для того, чтобы у HR-специалистов Российской Федерации появилась возможность перенимать успешный опыт коллег и использовать его в рамках своих компаний.

Начальник отдела Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Румянцева Полина подняла вопрос планирования взаимодействия с образовательными учреждениями, которые обучают специалистов в области управления персоналом. Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом возьмет полномочия по общественной аккредитации ФГОС в 2017-2018 гг., а на сегодня Совет консолидирует информацию по списку учреждений, которые готовят таких специалистов, проводит рабочие встречи с учебными заведениями высшего образования в рамках профессиональной сферы управления персоналом с целью апробации взаимодействия и начала изучения учебных программ на их соответствие принимаемым профессиональным стандартам.

Вторым глобальным вопросом стало утверждение Концепции экспертизы проектов профессиональных стандартов в области управления персоналом Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Было принято решение, что структура Концепции будет выглядеть так:

  1. Ответственная организация – разработчик профессионального стандарта предоставляет полный пакет документов по стандарту после проведения общественно-публичных слушаний в рабочую группу по профессиональным стандартам.
  2. Проведение экспертизы соответствия предоставленного проекта иным профессиональным стандартам в области управления персоналом, принятым на дату рассмотрения предоставленного проекта стандарта.
  • Подготовка заключения рабочей группы по профессиональным стандартам по экспертизе, в котором указывается одно из принятых решений:
  • рекомендация к рассмотрению экспертной группой;
  • отправить на доработку (с обязательным предоставлением всех замечаний к проекту);
  • иное решение (например, отклонить рассмотрение в связи с тем, что данный вид профессиональной деятельности не входит в «границы профессии»).

Экспертиза рабочей группы проводится не более чем 14 календарных дней.

  1. В случае положительной экспертизы рабочей группы по профессиональным стандартам формирует экспертную группу по подготовке экспертного заключения. Экспертная группа формируется не позднее чем в течение 14 календарных дней.
  • В состав экспертной группы должны быть включены:
  • Представитель фактического работодателя (бизнес)
  • Представитель ассоциации (сообщества)
  • Представитель консалтинга (услуги) и/или образования

Срок рассмотрения проекта – не более 14 календарных дней.

  1. По итогам рассмотрения каждый эксперт формирует свое письменное заключение. При необходимости все эксперты могут провести очное или заочное коллективное обсуждение с формированием единого отзыва. В данном случае формируется единый отзыв о проекте и подписывается всеми экспертами.
  1. В случае положительного заключения экспертной группы — подготовка рабочей группой итогового заключения, с указанием рекомендаций к утверждению либо отклонением проекта профессионального стандарта. Заключение рабочей группы по профессиональным стандартам и, при необходимости,  самих экспертов, входящих в состав экспертной  группы, заслушивается на очередном заседании Совета по профессиональным квалификациям в области управления.

Итоговое заключение рабочей группы по профессиональным стандартам должно быть представлено ответственной организации – разработчику профессионального стандарта не позднее чем в течение 1,5 месяцев  с момента предоставления проекта профессионального стандарта на экспертизу в Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом.

От участников Заседания не поступило никаких замечаний или предложений и, таким образом, Концепция передана на утверждение Председателю Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Вучкович Алле Александровне.

После обсуждения Концепции экспертизы профессиональных стандартов в области управления персоналом было решено перейти к подведению итогов экспертизы и одобрению к дальнейшему принятию профессионального стандарта  «Специалист по обучению и развитию персонала». В экспертизе данного стандарта приняло участие 14 экспертов, ими были составлены отзывы, в которых были указаны все замечания и предложения по проекту стандарта. Со списком экспертов можно ознакомиться в ЗАКЛЮЧЕНИИ на проект профессионального стандарта «Специалист по обучению и развитию персонала». Рабочая группа по разработке профессионального стандарта «Специалист по обучению и развитию персонала» презентовала профессиональный стандарт. Директор Института практической психологии НИУ «Высшая школа экономики» Гули Базарова высказала свою благодарность присутствующим за активное участие и отдельно экспертной группе за проведенную работу. Также, приветственное слово было предоставлено научному руководителю Института практической психологии НИУ-ВШЭ Базарову Тахиру. Краткую презентацию стандарта провела и представила результаты работы начальник отдела обучения и развития персонала управления по работе с персоналом ОАО «АК «Транснефтепродукт» Бутова Наталья.

Основная цель вида профессиональной деятельности специалиста по обучению и развитию персонала была сформулирована как обеспечение квалификации работников, необходимой для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с целями организации, посредством обучения и развития. Разработчиками были выделены 5 основных обобщенных трудовых функций (ОТФ) и определены уровни квалификации специалистов по обучению и развитию персонала, которые обеспечивают эти обобщенные трудовые функции, а именно:

  1. Анализ и планирование обучения и развития персонала (уровень квалификации – 6)
  2. Обеспечение процесса обучения и развития персонала (уровень квалификации – 6)
  3. Реализация процесса обучения и развития персонала (уровень квалификации – 6)
  4. Оценка системы обучения и развития персонала (уровень квалификации – 6)
  5. Управление системой обучения и развития персонала (уровень квалификации – 7).

Был определен список возможных наименований должностей:

  1. Для ОТФ 1-4:
  • Специалист по обучению и развитию персонала
  • Менеджер по обучению и развитию персонала
  • Специалист (инженер) по подготовке кадров
  • Тренинг-менеджер
  • Менеджер по персоналу
  • Специалист по персоналу
  1. Для ОТФ 5:
  • Руководитель (начальник) структурного подразделения
  • Заместитель руководителя организации по персоналу
  • Директор по персоналу

В соответствии с выше приведенными перечнями, были установлены следующие требования к образованию, обучению и опыту практической работы:

  1. Для ОТФ 1-4:
  • Высшее образование по направлению деятельности.
  • Высшее образование и дополнительные профессиональные программы по профилю деятельности: профессиональная переподготовка и/или повышение квалификации
  1. Для ОТФ 5:
  • Высшее образование – специалитет, магистратура
  • Дополнительные профессиональные программы переподготовки и\или повышения квалификации
  • Практический опыт работы не менее 5 лет в области управления персоналом

Была представлена декомпозиция обобщенных трудовых функций на трудовые функции. В качестве примера было предложено посмотреть, какие знания и умения требуются по одной из ОТФ «Анализ и планирование обучения и развития персонала» в рамках трудовой функции «Выявление потребностей и постановка целей обучения и развития персонала».

Далее было предоставлено слово присутствующим, с целью озвучивания замечаний и предложений к проекту стандарта.

Директор по управлению персоналом ОАО «КАУСТИК» Колесник Светлана подняла вопрос по пункту «Требования к образованию, обучению и опыту практической работы». Было предложено уточнить, по какому именно «направлению деятельности» подразумевается разработчиками «Высшее образование» в требованиях по ОТФ 1-4.

В этом вопросе Светлану Колесник поддержал Начальник отдела обучения и повышения квалификации персонала департамента управления персоналом ОАО «АК «Транснефть» Апаев Евгений. По его мнению, в формулировке «Высшее образование по направлению деятельности» не однозначно понятно по направлению деятельности чего именно должно быть высшее образование: по профилю деятельности компании, по управлению персоналом и т.д. Было предложено вместо «Высшее образование по направлению деятельности» прописать «Высшее образование и/или дополнительное профессиональное образование».

К дискуссии подключилась представитель разработчиков стандарта Доцент кафедры  экономики и управления ТулГУ Нечаева Елена. Она пояснила, что разработчиками в понятие «Высшее образование по направлению деятельности» вкладывалось понятие широкого направления «Менеджмент», т.е. государственное и муниципальное управление, управление персоналом и др.

Руководитель рабочей группы Митрофанова Валентина предложила вести альтернативу в формате установления для ОТФ 1-4 требований к практическому опыту работы, который может быть зачтен в качестве отсутствия профильного образования. Но, при этом, Валентиной Митрофановой было отмечено, что принятие этого решения может дать возможность представителям малого и среднего бизнеса, при наличие у сотрудников достаточного практического опыта, не обучать своих сотрудников и не повышать их квалификацию.

По итогам обсуждений было сформулировано общее от участников Заседания предложение: пересмотреть конкретизацию вопроса, связанного со специализацией по направлению деятельности, пересмотр формулировок «по направлению деятельности» и «по профилю деятельности» или их полное исключение. Также, рассмотреть предложение внесения альтернативы, которая давала бы возможность не иметь дополнительного профессионального образования. Данные предложения внесены в Протокол.

Заместитель руководителя Центра подготовки персонала ПАО ФСК ЕЭС Ярошенко Евгения подняла вопрос по дополнительному профессиональному образованию, то есть по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Была поставлена под вопрос необходимость прохождения курсов повышения квалификации при наличии дополнительного образования в форме профессиональной переподготовки. Руководитель рабочей группы Валентина Митрофанова пояснила, что курсы повышения квалификации необходимы уже при наличии либо профильного высшего образования, либо курсов профессиональной переподготовки по профилю деятельности, а периодичность их прохождения определяется работодателем самостоятельно.

Менеджер проекта по развитию системы профессиональных квалификаций Госкорпорация «Росатом» Слатвинская Наталья подняла вопрос о том, что в профессиональном стандарте не разделены вопросы обучения внешнего резерва (студенты, стажировки, преподаватели и т.д.) и персонала организации. По ее мнению структура стандарта не системна. Этот вопрос прокомментировал Евгений Апаев и высказал свое мнение, которое заключалось в том, что описание трудовых функций в профессиональных стандартах и должно быть таким обобщенным, потому что далее у работодателей будет возможность дополнить и расширить их должностными инструкциями внутри компании, а профессиональный стандарт в данном случае определяет минимальные базовые рамки.

Партнёр консалтинговой компании Strategic Business Partner Каминская Елена предложила замену трудовой функции «Разработка системы мотивации преподавателей» на «Разработку предложений по оценке деятельности преподавателей, компенсации их работ и вознаграждений». Предложение было поддержано и внесено в Протокол.

Также общим решением участников Заседания к разработчикам было вынесено предложение о вынесении специализации «Методолог и преподаватель» в отдельную обобщенную трудовую функцию. Данное предложение внесено в Протокол.

По результатам Заседания подготовлен протокол, все экспертные отзывы направлены ответственной организации – разработчику профессионального стандарта «Специалист по обучению и развитию персонала», по каждому отзыву будут подготовлены официальные ответы.